Художник Илья Машков и наш край | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Художник Илья Машков и наш край

 О.В. Галкова, канд. ист. наук, доцент ВГПУ
О.П. Малкова, канд. искусствоведения, доцент ВАСА
О.Н. Савицкая, канд. ист. наук, доцент ВГПУ

Художник Илья Машков и наш край [1]
// Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном
пространстве России: история и современность.
Материалы всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, Перемена, 2009 г

В художественном наследии нашей страны достойное место занимает творчество нашего земляка Ильи Машкова – талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1928 г.),  члена объединений художников «Бубновый валет» (с 1911 г.), «Мир искусства» (с 1916 г.), ОМХ (1927-1928 гг.), АХРР (с 1924 г.). Эта часть его наследия достаточно известна [2]. Но с историей нашего края, родной, Ильи Машкова, станицей Михайловской на Хопре (современный Урюпинский район Волгоградской области), связана не менее уникальная, чем его художественное творчество, социальная практика, которая является частью нематериального культурного наследия региона.

Девятнадцатилетним молодым человеком Илья Машков покинул родную станицу Михайловскую для того, чтобы получить художественное образование в Москве. Он успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), и последний раз перед тридцатилетним перерывом приезжал  на родину на каникулы летом 1901 г.

Мы не располагаем сведениями о том, что еще до возвращения в родную станицу Михайловскую И.И.Машков вынашивал планы грандиозных преобразований на новой, социалистической основе, культуры, быта и хозяйственной жизни своих одностаничников. После закрытия Вхутеина, где Машков преподавал с 1918 г. в должности профессора, художник ощутил симптомы конфликта с системой официального искусства, а необоснованные обвинения критиков в лени воспринимались все болезненнее. В то же время, обращение к теме колхозного строительства было весьма популярным среди художников, ищущих соответствия требованиям момента. Приемлемый выход из этой ситуации он увидел в возможности возвращения на родину, к истокам, обеспечив свой официальный статус командировкой Наркомпроса.

Но, появившись в родных краях летом 1930 г.,  Машков увидел картину обедневшей, разоренной перипетиями гражданской войны, сплошной коллективизации станицу [3]. Он так свидетельствовал о своих первых впечатлениях: «В последний приезд, (т.е. 1930 г.) внешность станицы я увидал обедневшую и обтрепанную, видимо, [сказалась] гражданская война и переход станицы более 30 раз в течение долгого времени из рук в руки борющихся белых и красных» [4]. И подводил горестные итоги: «Казачья станица, как таковая, уничтожена до основания.» [5]. В Михайловской Машков встречается не только с героическим трудом колхозников (колхоз им. К.Ворошилова был организован в станице Михайловской в 1929 г.), но и «наследием кабацко-кулацкого прошлого», алкоголизмом, неграмотностью, бепризорничеством. В декабре 1930 г. И.И.Машков писал: «Я увидал настоящих героев труда и видал людей, не сеющих и не жнущих, но каким-то чудом живущих - проще говоря, бездельников и паразитов, видел жуткую некультурность, видел, как за одну неделю в трех ближайших хуторах, без призора дети сожгли девять домов и имущество своих родителей-колхозников; как за поповский праздник - Троицу пьяницами-бабами, справляя ссыпку и случку, как они называют, в Михайловском было пропито водки, как говорят на 5000 рублей; вредители крушат, ломают на дрова все общественные дома с палисадниками, уничтожая сады и т.д.» [6]. Именно эти обстоятельства, на наш взгляд, заставили Машкова, обладавшего могучим общественным темпераментом, по собственной инициативе предпринять титанические усилия, направленные на преображение станицы Михайловской: «Вся некультурность, дикость, оскудение жителей Михайловского заставили меня сильно подумать, как бы помочь колхозникам, моим землякам, не только в культурном деле, но и в хозяйственном отношении» [7].

Однако,  нельзя отрицать и того, что идеями (в различных их вариациях) преобразования культуры и быта рабочих и крестьян на коллективистских, социалистических началах буквально был насыщен воздух 20-30-х гг. - от проектов создания отдельных домов-коммун до возведения социалистических городов. Все эти проекты, в большей или меньшей степени реалистичные, были чрезвычайно идеологизированы и рассматривались только в контексте осуществления социалистической революции в быту. Правда, в постановлении ЦК ВКП/Б/ от 16 мая 1930 г. «О работе по перестройке быта» «проекты перепланировки существующих городов и постройки новых, исключительно за счет государ­ства, с немедленным и полным обобществлением всех сторон быта трудящихся: питания, жилья, воспитания детей, с отделением их от родителей, с устранением бытовых связей членов семьи и админи­стративным запретом индивидуального приготовления пищи и др.» [8] были охарактеризованы как оппортунистические по сути вредные утопические начинания, не учитывавшие «материальных ресурсов страны и степени подготовленности населения» и ведущих «к гро­мадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта» [9]. Но это постановление вовсе не означало полного отказа от строительства социалистических городов: просто на первый план выдвигался вопрос об их экономической эффективности. Более того, эти проекты не изымались из программы текущей практической деятельности. Поэтому  в годы второй пятилетки  для строительства и реконструкции социалистических городов были определены 12 крупнейших индустриальных центров страны  -  Сталинград, Магнитогорск, Челябинск, Днепропетровск и др. Предполагалось затратить на это примерно 20 млрд. руб. Укажем для сравнения, что по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР капитальные вложения в промышленность в условиях индустриализации  должны были составить 16,4 млрд. руб. [10].

Так, начав свою деятельность по преобразованию жизни земляков с организации кружка ИЗО и выставки своих картин, написанных на Хоперской земле летом 1930 г., Илья Машков поставил своей целью, «используя все возможности и достижения современной науки, техники и искусства и под руководством партии, сов. власти … в ближайшие годы из бывшей реакционной атаманской кулацкой станицы сделать образцовый показательный культурный социалистический сельскохозяйственный городок», чтобы он стал «типовым для других подобных местечек великой нашей СССР» [11] и разработал грандиозный план мероприятий для ее реализации. 

Разработанный и отчасти осуществленный И.И. Машковым глобальный план культурного строительства в станице Михайловской отличался всесторонностью и основательностью. Он был родственный образному строю его произведений: величественные ландшафты, грандиозные модели, роскошные натюрморты - равноправные составные части модели мира, создаваемой Машковым в его художественном творчестве, мира, исполненного сил, плодородия, изобилия. Даже неполный перечень предполагаемых к созданию объектов при Доме социалистической культуры поражает размахом: «драмкинотеатр; антирелигиозный музей; краеведческий музей; агро-кабинет; агрономическое консультационное бюро; агрономические курсы; колхозный университет; курсы по подготовке и переподготовке актива; курсы по общему образованию; химлаборатория (агрохимия); библиотека и читальня; художественные студии: изобразительного искусства, музыки, вокальный, хореографический, драматический и др.; клуб молодежи (для обслуживания молодежи комсомола, пионеров); радио-узел (с передаточной станцией); бюро самообразования; справочное бюро; культчайная; диапозитивная база; детская комната; местная газета (и небольшая типография); сквер-сад (на площади научно-ботанического характера); ботанический сад (мир лесных, декоративных, фруктовых и ягодных растений); зоологический сад (мир хищных и домашних животных); музей материнства и младенчества; аквариум (мир водных животных и растений); опытно-показательная, огородная и бахчевая плантация; опытное поле (хлебнозерновое); парк культуры и отдыха (состоит из ряда научно-технических и по искусству элементов, включая сюда ботанический сад, зоологический, аквариум); дом отдыха для ударников, культармейцев и ударников-колхозников; исторический архив; электростанция., телефонная станция (связь с МТС, ближайшими колхозами и колхозными бригадами Михайловских колхозов им. тов. Ворошилова и им. 14 годовщины РККА); метеорологическая станция, астрономическая лаборатория» [12]. Машков ведет переговоры по поводу открытия в Михайловской ряда техникумов, «хотя бы небольшого завода», создании дома отдыха, «речного курорта», наконец, о придании станице статуса районного центра.

Живя в Москве,  Машков разворачивает активную деятельность в поисках поддержки своим начинаниям. Он обращается за помощью в различные организации, к ведущим партийным деятелям, известным художникам, организует сбор подарков, пожертвований для ДСК, доставку оборудования и материалов, вкладывает собственные денежные средства, берет на себя всю организационную работу, оформление документов. Для изменения облика станицы он предлагал привлечь ведущих архитекторов и скульпторов, таких как А. Щусев, создавший один из самых известных проектов развития столицы -  «Новая Москва». Стараниями известного художника на устройство ДСК  было «получено от Наркомпроса с содействием наркома Бубнова А.С. 30.000 руб., от Урюпинского РИКа 3.000 руб. и на 10.000 подарков от московс. общ. Организаций - ОСОВИАХИМа, Всекохудожника, Больш. театра и др., вождей, общ. деятелей и деятелей искусства» [13]. «Из Москвы послано было посылок  и багажа больше 50 мест, весом примерно не менее 4-х тонн… 10 марта 1934 г. Сталинградский Крайисполком взял ДСК целиком на краевой бюджет», и ДСК стал считаться «образцово-показательным краевого значения» [14].

На шесть лет – с 1930 по 1936 гг. -   этот грандиозный проект становится главным в жизни И.И.Машкова. Лето он проводил на родине, зимой же уезжал в Москву и там занимался делами станицы, поддерживая связь с колхозниками в письмах. Учитывая заслуги художника, местному  Дому социалистической культуры было присвоено его имя - заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова.

Однако, несмотря на все усилия и первоначальную поддержку властей, план Машкова терпит неудачу. В своих письмах в разные инстанции он жалуется, что имущество ДСК постоянно расхищается, окна выбиваются, работники ДСК (брат Машкова А.Н. Андреев и его ученик И.Б. Маримонт) подвергаются нападению, отсутствуют квалифицированные кадры: невозможно найти достойного заведующего и сотрудников ДСК. Но самое трагичное для Машкова, что жители станицы не проявили интереса к его начинаниям. Он объяснял это «кабацкими традициями» прошлого и «ложной революционностью» его времени, желанием «разрушить и уничтожить, что не соответствует учению Маркса и Ленина» [15]. К концу 30-х гг. явно нарастает конфликт и с местными властями, о чем косвенно свидетельствует жалоба Машкова краевому прокурору: «Против ДСК предпринимались всякие меры воздействия: шантаж и травля в районной газете «Красный Хопер», делались налеты, ревизии с целью надругательства и дискредитации, у работников ДСК делались несколько раз обыски. Были случаи оскорбления действием и т.д. и т.п.» [16].

С 1935 г. художник постепенно отдаляется от своего детища, все реже приезжает в Михайловскую. Однако многое из созданного стараниями И.И.Машкова в станице сохранилось надолго. Дом культуры просуществовал до 1991 г., пока вновь не был передан Сретенской церкви. Сохранились дома, где жил сам художник, находились его изостудия, по сей день работают построчные при нем спортзал и библиотека. Долгое время действовали МТС, парашютная вышка. Первые радиоточки и электрическое освещение в станице также связаны с его именем.

Разрабатывая проект создания в станице Михайловской образцового городка социалистической культуры, художник Илья Машков ставил сколь благородные, столь и глобальные цели, недостижимые в масштабах отдельного населенного пункта или отдельной человеческой жизни. Однако в каждой из составляющих частей своего плана Машков был предельно реалистичен. Он предпринимал воистину титанические усилия для того, чтобы улучшить жизнь казачьей станицы Михайловской, сделать ее более зажиточной и культурной. В сегодняшней памяти земляков Ильи Ивановича Машкова его имя – это имя  не только выдающегося художника-авангардиста с мировой славой, но и человека, который пытался осуществить прорыв в будущее, всколыхнуть инертные, малограмотные, массы станичников, приобщить их к творчеству, сделать их хозяевами, по крайней мере, своей собственной жизни.


  1. Статья выполнена при финансовой поддержке Российского Государственного Научного Фонда и администрации Волгоградской области. Грант    09-04-20404 А/В "Комплексное исследование творческой личности И.И.Машкова (на основе произведений Волгоградского Государственного музея изобразительных искусств, архивных и экспедиционных материалов".
  2. Перельман В. Илья Машков. М. 1957; Аленов В. Илья Иванович Машков. М.-Л. 1973;  Болотина И. Илья Машков. М. 1977;  Непокупная И. Художник Илья  Машков. Волгоград, 1982;  Поспелов Г. О «валетах бубновых» и «валетах червонных»//Панорама искусств. М. 1978; его же. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М. 1990; «Бубновый валет» в русском авангарде. СПб. 2004 и др.
  3. Хоперский округ Нижневолжского края стал округом сплошной коллективизации в 1929 г.
  4. ГУК Волгоградский музей изобразительных искусств (далее – ВМИИ). Ф. «Машков И.И. Художник».  Д.4. Письмо И.Машкова в ячейку ВКП(б), ячейку комсомола, сельсовет, школу колхозной молодежи, колхоз им. К.Е.Ворошилова. Л.5,6.
  5. Там же. Д.2. Л.159-161.
  6. Там же. Д.4. Письмо И.Машкова секретарю районного комитета ВКП(б) тов. Смолкину, председателю РИКа тов. Агееву, зам. пред. РИКа тов. Акимову. Л.11,12.
  7. Там же.
  8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9, испр. Т.5. 1929-1932. М. 1984. С.118-119.
  9. Там же. С.119.
  10. КПСС в резолюциях…Т.4. 1926-1929. С.449.
  11. ВМИИ. Ф. «Машков И.И. Художник». Д.4. Письмо Машкова в Райком ВКП(б), РИК, РКИ, РайОНО, ячейки ВКП(б), хутор Михайловский, Сельсовет, правление колхоза им. Ворошилова и Совет ДСК. Август 1932 г. Л. 37,38.
  12. Там же. Д.3. Программа культ. строительства 1934 г. в хуторе (б. станица) Михайловском Урюпинского района, Сталинградского края. Л.28-32.
  13. Там же. Д. 4. Письмо И.И. Машкова начальнику конного состава РККА т. Ракитину Н.В.  Л. 51-59.
  14. Там же. Д. 3. Письмо И.И. Машкова руководителям «Всекохудожника». Л. 68-77.
  15.  Там же. Д.3. Письмо И.И. Машкова в Народный Комиссариат по Просвещению. Л. 6,7.
  16.  Там же. Д. 2. Письмо И.И. Машкова краевому прокурору тов. Лесову. Л. 7-11.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО