Е.В.Брысина
Интегрированный подход к изучению элитарной диалектной личности
// сб. по итогам Всероссийской научной конференции
«Актуальные проблемы диалектологии»- М., 2009
Народная среда – неиссякаемый источник талантливых, неравнодушных к красоте и величию окружающего мира, оригинальных в своем мировосприятии, неповторимых в своей творческой манере художников, писателей поэтов, музыкантов. Поэтому нередко раскрыть все грани элитарной диалектной языковой личности оказывается возможным лишь в синтезе всей ее многогранной деятельности с учетом культурно-исторических, политических, социальных факторов ее становления.
На донской земле талантливых людей немало. Илья Машков – один из них. Заслуженный деятель искусств, годы своего взросления проведший на Дону, всю свою творческую жизнь стремившийся быть полезным родной стране, никогда не забывал о донских краях, своих земляках, их чаяниях и заботах. В его личности органичным образом слились воедино сразу несколько культурных потоков: диалектная основа, речь городского жителя, тридцать лет прожившего вдали от родной станицы, стремление «вернуться в народ» - и в прямом (возвращение в Михайловскую), и в переносном смысле (стремление слиться с родной казачьей средой творчески, духовно).
Принимая во внимание и подвергая глубокому лингвокультурологическому анализу все живописные и языковые источники – архивные документы (написанные И.И. Машковым в 30-е годы заявления, представления, распоряжения, докладные записки и др.), текст незавершенной повести «В своих краях», картины Машкова разных периодов его творчества, можно создать уникальный портрет элитарной личности, в которой соединились все черты эпохи.
В результате такого анализа нам удалось выяснить следующее.
В процессе развития в 30-е гг. общекультурной тенденции сближения с общим потоком соцреализма художественное творчество Машкова, по мнению специалистов, унифицируется, подчиняется условиям выживания и востребованности, теряет остроту средств и связанную с ней исключительность. На первый план в живописи Машкова выдвигается социально значимая тема. Чем значительнее предполагаемое общественное звучание работы, тем явственнее попытки соответствия требованиям соцреализма, что проявляется в скованности, документальности. Обеспечивая доступность, соцреализм в выборе средств смыкается с массовой культурой (О.П. Малкова).
Аналогичная картина наблюдается в языке художника. В текстах архивных документов, как и положено, присутствует официально деловая лексика общественно-политического характера. Стремление художника сделать свою речь понятной и доступной землякам проявляется в упрощенном синтаксисе, введении в деловой текст разговорных конструкций. Но при этом в данных текстах напрочь отсутствуют какие бы то ни было диалектные элементы.
Несколько иные данные находим при анализе незавершенной повести. Нельзя назвать это произведение художественным, оно скорее биографическое – это воспоминание о прошлом, тревоги о настоящем, мечты будущем. Здесь в язык городского жителя органически вплетаются диалектные элементы, повествование о казаках, их быте, культуре, обрядах и суевериях наполнено мягкой иронией и любовью. Выбор соответствующих языковых средств подтверждает стремление художника подчеркнуть свою связь с народом.