Малые поселения в культурном наследии края | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Малые поселения в культурном наследии края

Галкова О.В., Савицкая О.Н.

Малые поселения в культурном наследии края:
станица Михайловская Урюпинского района
Волгоградской области в истории края
// Историко-культурное наследие Волго-Донского региона: изучение и сохранение.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции- Волгоград, 2010

Стремительные, зачастую необратимые перемены в облике окружающей нас материально-пространственной среды и традиционном образе жизни привели к активи­зации во всем мире действий, направленных на изучение, сохранение и рациональное использование культурного наследия. Уже в течение многих десятилетий объектами этих действий все в большей степени становятся не только отдельные памятники, ансамбли, достопримечательные места, но и некоторые крупные территори­альные комплексы - старые кварталы, районы, вплоть до городов и иных населенных пунктов в целом.

Традиционным для культурной жизни регионов, в том числе и Волгоградской области, стало открытие краеведческих музеев, создание фольклорных коллективов, организация дней города или села, проведение фестивалей народной культуры и др. Однако история малых поселений во многом остается неизвестной, редко привлекает профессиональных историков, и является делом местных краеведов-энтузиастов, что иногда сказывается на научном уровне публикуемых работ. Эта история невосполнимо теряется, потому что она слабо документирована, уходят из жизни очевидцы прошлых событий, перестают существовать сами населенные пункты и пр.  Но важность этой истории высока, и только для местных сообществ.

Ее освоение позволит ответить на многие вопросы, связанные с заселением и хозяйственным освоением территории современной Волгоградской области, существованием здесь различных национальных и конфессиональных групп населения, выявить особенности их духовной и материальной культуры, повседневного бытия; по-новому взглянуть на исторические источники, провести их переоценку, ввести в научный оборот  новые, к примеру, местные легенды, байки, былички, частушки, топонимику. Научные краеведческие изыскания позволяют пополнить реестр памятников и памятных мест на территории региона, создать «образ места» как целостного комплекса в единстве его исторического прошлого и современности, что является одним из непременных условий дальнейшего устойчивого развития малых населенных пунктов.

Станица Михайловская Урюпинского района Волгоградской области хотя и не получила статус исторического поселения, но обладает всеми признаками такового. Она является одним из старейших казачьих населенных пунктов на Хопре, сохранившей прекрасные образцы исторической застройки второй половины XIX-начала ХХ в., а также памятник культовой архитектуры  второй половины XVIII в. – Сретенскую церковь, построенную в стиле барокко.  Станица играла заметную роль в период восстаний К. Булавина, Е. Пугачева, Есауловско бунта 1792-1794 гг., Гражданской войны и коллективизации в нашем крае.  В ней побывал председатель ВЦИК СССР М.И. Калинин. Родина известного художника И.И. Машкова. До октябрьской революции Михайловская была богатой, многолюдной земледельческо-скотоводческой, торгово-промышленной и ремесленно-промысловой станицей, представлявшей собой передовой образец казачьих станиц Хоперского округа.

История этой станицы привлекала местных писателей-краеведов – Б.С. Лащилина, И.И. Евдакимова, В.И. Весова. Немало данных об этой станице содержат историко-статистические очерки дореволюционных исследователей И. Сулина, В.Д. Сухорукова, П.С. Балуева, И.В. Тимошенкова и др. Однако за долгие годы относительно Михайловской накопилось немало исторических неточностей и даже мифов, которые кочуют из сочинения в сочинение. Мы не беремся однозначно развеять все из них, но некоторые выводы предлагаем на ваш суд.

Вопрос первый: о времени основания Михайловской. Начальная история станицы Михайловской, как и большинства старых казачьих поселений, содержит немало «белых пятен». Первое известное письменное упоминание о Михайловском (Михайловом) городке  содержится в описании лесов, годных для нужд кораблестроения за 1698 г., в котором дан список казачьих городков по Хопру [10:188; 12:56]. Традиционно в отечественной исторической литературе такая дата признается официальной датой основания поселения. Однако  ее неточность  оставляет возможность для обоснования иных мнений.

В.В.Богачев утверждал, правда, не приводя каких либо доводов или документов, что станица Михайловская «древнейшая из станиц по Хору, вероятно, основана в 1500-ых годах» [4:483].

Местная легенда-предание о возникновении станицы бытует в разных вариантах.  Самая ранняя из известных нам версий представлена в рукописи уроженца станицы, художника И.И. Машкова «В родных краях», написанной в первой половине 1930-х гг.[5]. Машков пишет, что на заросшем в давние времена лесом речном острове, где сейчас расположена станица, осели вольные казачьи атаманы. Предание, по словам Машкова, сохранило имя только одного из них - Родьки «со товарищи»  Мирошкой и Авсейкой. Судя по-всему, занятия их были традиционными для вольных казаков – «чинить всякий промысел», в том числе и разбойный. По Хопру и Дону к Азову шел один из старых водных трактов, на котором можно было пограбить проезжающие караваны. Видно удалым был атаман Родька, раз имя его сохранила народная молва.

В одной из первых работ известного писателя-краеведа Б.С. Лащилина [7:18-19] приведен рассказ о трех братьях – Родьке, Мирошке и Кузьке, бурлачивших на Волге, которые присоединились к отрядам разинцев и участвовали в  Каспийском походе. Есаулом при С.Т. Разине был их отец Михаил, погибший в боях с персами. После гибели атамана братья пришли на Хопер, где и обосновались. К ним стали присоединяться  другие переселенцы, занимавшиеся рыбной ловлей и охотой. Так и возник городок. В дальнейшем (1960-е гг.) Лащилин по какой-то причине изменил историческую канву легенды, перенеся описанные события в начало XVII в., сделав есаула Михаила сподвижником Ивана Болотникова, а время появления станицы перешагнуло с конца XVI в. первую половину XVII в. [8:75]. И эта последняя его версия стала самой расхожей, переписывается  из книги в книгу.

На наш взгляд, народной фольклорной традиции скорее соответствует два первых варианта легенды. Восстание Болотникова не затронуло донских территорий, вольное казачество не принимало в нем участие, а имя его предводителя не было для местных жителей окутано славой, подобно именам С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева – излюбленных героев донских преданий. Во всяком случае, нам неизвестно больше примеров донских легенд, где фигурировало бы имя Болотникова. Самый ранний, на наш взгляд, вариант вообще не связан с предводителями народных движений XVII в. Здесь героями выступают вольные атаманы-разбойники, что менее конъюнктурно для  советского времени, но вполне соответствует «духу» народной легенды, а, возможно, и историческим реалиям.

Большинство современных авторов относят начало заселения Хопра казаками к концу XVI-началу XVII в., когда в его верховьях возникли крепости Саратов (1590 г.) и Шатцк  (1553 г.), через которые пролег один из самых оживленных водных путей между Доном и Россией.

Вычленяя из списка 1698г. те казачьи городки по Хопру, которые образовались раньше других, Д.Д. Попов обращает внимание на ряд признаков первых поселений: во-первых, расстояние между городками должно быть значительным; во-вторых, их название не должно содержать отфамильных ойконимов, т.е. указывать на имена основателей. Ранние ойконимы образовывались чаще всего от природных объектов. Название же Михайлов(ского) городка явно таковым не является. Расстояние от Михайлов(ского) городка до ближайших упомянутых вместе с ним поселений невелико. Опираясь на эти выводы можно предположить, что Михайлов(ский) городок один из ранних, но не самых первых на Хопре[11].

В.Н.Королев в своей работе, посвященной городкам донских казаков, ссылается на заверения атамана зимовой станицы С.П. Сергеева (1700г.) о том, что все 26 городков, существовавших в то время на Хопре (в том числе и Михайлов(ский)), были основаны от 70 до 100 лет назад, т.е. между 1600-1630-гг., а некоторые поселения могли иметь и больший возраст, т.к. первое упоминание о здешних городках содержат росписи 1594г. [6:7].

Михайлов(ский) городок назван автором преемником Бубнова городка,  «который, по сведениям П.П.Сахарова долгое время носил двойное название Михайло-Бубновский» [6:132]. Правда, что имеет ввиду Королев под этой преемственностью остается неясным. Документальные сведения о Бубновом городке впервые содержатся в войсковой  отписке атамана зимовой станицы А.Наумова от 1674 г. [13:36-37]. Бубнов, как явствует из этого сообщения, был сожжен калмыками, казаки истреблены, а женщины и дети угнаны в рабство. Судя по всему, жителей в городке не осталось.

Остается неясным находился ли Михайлов(ский) на месте Бубнова. На карте Ю.А.Менгдена и Я.В.Брюса 1699 г. показаны и Михайлов(ский) и Бубнов городки, при этом первый ниже второго по течению Хопра [6:132]. По предположению Королева, карта является отображением устаревшей информации.

В росписи 1698 г. нет упоминания о Бубновом, Михайло-Бубновском городках, а есть только городок, названый одновременно Михайловским и Михайловым [10:188; 12:56].

Вопрос второй: о времени и причинах переноса Михайловского городка с правого на левый берег Хопра. По многочисленным свидетельствам  Михайлов(ский) первоначально располагался на низменном правом берегу реки [15:701-702; 4:483], что было характерно для старых казачьих городков, где вода играла особое оборонительное значение. Весеннее половодье делало затопленный городок неприступным или непригодным для захвата.

Затем Михайлов(ский) городок переносится на левый берег.  По словам Б.С.Лащилина причиной переселения стало сожжение городка правительственными войсками после восстания К. Булавина. На новом месте он был отстроен заново в 1709-1710 гг.[8:75].

Действительно, хоперские казаки  явились активными участниками мятежа. Одно время верхнехоперский городок Пристанский являлся убежищем предводителя восстания – Кондратия Булавина, откуда в марте 1708 г. он двинулся вниз по Хопру и Дону, занимая городок за городком. Указом от 28 июня 1708 г. Петра I повелевал «опустошить» все казачьи городки сверху по Хопру до Бузулука [6:7]. Людей приказывалось рубить, а «заводчиков» сажать на кол и колесовать [17:376]. У В.Д.Сухорукова находим, что по Хопру были уничтожены все городки до Усть-Медведицкого [17:379,381]. Однако это не совсем верно.

Согласно новым указам Петра I от 1711-1712 гг. разорению подверглись городки выше Михайлова(ского) - Пристанский, Беляев, Григорьевский [6:22]. Их церкви были срыты, оставшиеся в живых жители переселены в другие городки, в том числе в Михайлов(ский), юртовые земли верхних уничтоженных городков отошли к Воронежской губернии, затем в 1731 Григорьевский юрт был отдан для «сенных покосов» станице Михайловской [1:82]. Таким образом Михайлов(ский) оказался пограничным городком Войска Донского - самым верхним по Хопру и самым северным на Донской земле. В 1780-х гг. рубеж между Войском Донским и Саратовским наместничеством проходил в 10 верстах от городка[1:82].

По другим сведениям (преданию) Михайлов(ский) был перенесен «от наводнения» около 1726 г. [15:701-702; 3:38], на расстояние 1,5 версты от старого городка, в низменное место на левом берегу, окаймленное с двух сторон рекой и озерами. Но и здесь во время весеннего разлива почти половина его затоплялась водой.

Невозможно, чтобы местные жители не знали о масштабах хоперских паводков, тогда неясно, что же  заставило их выбрать такое место.

Возможно, новый участок в большей степени отвечал оборонительным нуждам обитателей станицы, так как военная опасность для них продолжала сохраняться. В 1713 г. Михайлов городок подвергся нападению ногайцев: они захватили 27 жителей обоего пола [6:132]. Набеги повторялись и в другие годы. Возможно, это было связанно с потребностями обустройства здесь почтовой станции Астраханского тракта, проложенного в это время через Михайловский [14:118]. «Почтовая гоньба» надолго стала одной из повинностей здешних казаков. Известны примеры, когда на местах таких почтовых станций появлялись новые станицы. А может, в судьбе городка сыграл значение первый русский флот, строившийся на верфях Борисоглебска и Новохоперска. По некоторым свидетельствам Михайлов(ский) был перенесен к тому месту, где  весной 1696 г. по приказу Петра I  был построен раскат (башня) для обслуживания судов и пребывания военного гарнизона. Впоследствии этот раскат почти 100 лет использовался для нужд судоходства и станичного правления, потом был заброшен, а в конце XVIII в. был приспособлен жителями городка под звонницу Михайловской Богоявленской церкви [6:133]. Жизнь городка, несомненно, была связана с пристанью, которая, возможно, и стала ядром новостройки.

Новая станица отличалась «многолюдством» и «правильными» улицами - параллельно расположенными, широкими, на которых дома стояли не «в разброс», а ровными рядами, окнами на улицу[16:175].

Долгое время в торговой жизни станицы огромную роль играла Богоявленская (по другим источникам Крещенская) [9:155; 18:30] ярмарка, известная с начала XVIII в. Название ярмарки идет от престольного праздника Крещения Господня (Святого Богоявления) Богоявленской церкви станицы Михайловской.

Одно из первых упоминаний об этой ярмарке относится к 1735г. Вслед за Покровской ярмаркой в Урюпинске она была названа одной из крупнейших не только на Дону, но и в России.

В 80-е гг. XIX в. в Области Войска Донского насчитывалось 216 ярмарок, крупными считалось 9, среди них и Михайловская. Торговые обороты на Михайловской ярмарке в 1819-20-х гг. достигали 7 милн. рублей [9:557]. Крупными считались те ярмарки, оборот которых был от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов рублей; средними - с оборотом от нескольких десятков до сотни тысяч рублей; у мелких оборот не превышал 300 рублей [9:554-555].

В XVIII в. Урюпинская и  Михайловская ярмарки составляли серьезную конкуренцию соседним ярмаркам Рязанской губернии, т.к. проводились одновременно с ними, к тому же на хоперских ярмарках предоставлялось право беспошлинной торговли как для казаков, так и для иногородних, что вызвало жалобы в камер-коллегию со стороны раненбургских купцов. Но свобода торговли на этих ярмарках была подтверждена грамотой императрицы Анны Иоанновны от 25 июля 1735 г. [9:551; 3:30,38-39].

Эта ярмарка не относилась к числу «скотских». Большая часть товара была привозной. С. Номикосов утверждал, что в отличие от «низовых» ярмарок, где торговля была сосредоточена в руках казаков, «верховые» ярмарки находились в руках иногородних [9:554]. В 80-е гг. XIX в., уже после перевода ярмарки в Урюпинск, «преобладающим в привозе по ценности» был мануфактурный товар - 36% общей суммы привоза. Затем, в порядке убывания, шли: бакалея, кожи, железо, чугун, меха, пух, готовая обувь и платье, галантерея, холст, бархат, готовая рыба, церковная утварь,  фарфор, шапки, мука, ювелирные изделия, мельничные жернова, щепной товар, деготь, колокола, бечевка, военное обмундирование и снаряжение, книги, экипажи, соль, фрукты, стекло и прочее [9:560]. По-всему, такой «специализация» ярмарки была и ранее.

Вопрос третий: когда и почему эта ярмарка была перенесена из станицы Михайловской? Опечаткой, наверное, стоит считать указание В.В. Богачева о переносе Богоявленской ярмарки в Урюпинск в 1760 г. [4:484] С. Номикосов в своей работе ссылается на предшествующее статистическое описание Войска Донского генерал-майора Богдановича от 1834 г., где Крещенская ярмарка под 1819-20 гг. упоминается  еще в станице Михайловской. Здесь же цитируется данные Н.И. Краснова,  по которым Богоявленская ярмарка в конце 50-х гг. XIX в. принадлежит станице Урюпинской с привозом товаров на сумму в 250 тыс. рублей, хотя, возможно, Номикосов имел в виду более позднее местонахождение ярмарки [9:557]. Балуев утверждает, что перевод ярмарки состоялся в 60-е гг. XIX в. [3:31]. Видимо, эту же дату имел ввиду и Богачев. Краеведческие издания по Урюпинску называют 1860 г. [19:27] и 1857 г. [8:76]

По утверждению И.Тимошенкова, ярмарка была перенесена сначала в Новохоперск Воронежской губернии, примерно около 1866 г., и только около 1873 г. в Урюпинск [18:40]. Согласно С.Номикосову, с 1868 г. в Области Войска Донского проводились специальные  исследования «по некоторым из наиболее важных ярмарок», результаты которых были им опубликованы. В приведенной таблице сведения об Урюпинской Крещенской ярмарке появляются только под 1873 г. [9:558], что служит косвенным свидетельством в пользу данных Тимошенкова. До этого с 1868 г. об этой ярмарке нет никаких сведений ни по Михайловской, ни по Урюпинску. Едва ли статистики «пропустили» столь крупную ярмарку, скорее всего она находилась за пределами Войска Донского.

Целый ряд сайтов г. Новохоперска Воронежской области, со ссылкой на материалы краеведческого музея этого города и ряд научных монографий, утверждают, что в 1865 в Новохоперск была переведена, а с 1866 г. стала действовать Богоявленская ярмарка из станицы Михайловской, дававшая городу доход в 50 тыс. рублей. Проводилась она в течение 5 лет (1866-1871 гг.) [20]. В труде воронежских краеведов Г.А. Анчукова и В.Т. Петрова утверждается, что Богоявленская ярмарка была самой прибыльной из 3 ярмарок Новохоперска и служила предметом острой конкурентной борьбы между местными купцами и купцами станицы Урюпинской, которым удалось в 1782 г. (возможно опечатка – 1872 г.?) перевести ее к себе [2].

Несмотря на огромную путаницу с датами и опечатки, которые требуют дальнейшей документальной проверки, мы склонны доверять сведениям о переносе ярмарки из Михайловской сначала в Новохоперск, затем в Урюпинск. Причиной же всему стала конкуренция, в которой жители Михайловской явно уступали и новохоперским купцам – монополистам верфей и пристаней по Хопру, и урюпинцам – в связи со строительством здесь железнодорожной станции и превращением Урюпинска в центр Хоперского округа.


Библиография:

  1. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лашиным. Новочеркасск, Т. II. Ч.1.
  2. Анчуков Г.А., Петров В.Т. Из истории земли Новохоперской. Метод доступа:  http://nik-rech.narod.ru/novohopersk/kniga/page_2_4.htm
  3. Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г. военным министром при объезде его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, 1900.
  4. Богачев В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919.
  5. Государственная Третьяковская галерея. Ф. 112. Д. 215.
  6. Королев В.Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск, 2007.
  7. Лащилин Б. Донские сказы. Сталинград, 1948.
  8. Лащилин Б.С. На родных просторах. Записки краеведа. Волгоград, 1968.
  9. Номикосов С. Статистические описания Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884.
  10. Попов В.С. Материалы к истории Войска Донского //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12.
  11. Попов Д.Д. Казачьи городки - расчеты образования по документальным данным. Метод доступа: http://rostgenealog.ru/pub/material.php?id_material=8
  12. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов, 1961.
  13. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
  14. Рябов С.И., Г.П. Самойлов, В.И. Супрун Петр I в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград, 1994.
  15. Сулин И. Краткое описание станиц Области Войска Донского //Донские епархиальные ведомости.1895. № 24. 
  16. Сухоруков В. Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-32 годax.  Новочеркасск, 1891. 
  17. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Новочеркасск, 1903.
  18. Тимошенков И.В. Урюпинская станица и прилегающие к ней местности. Михайловская станица. Хутор Радионов на Кардаиле. Новочеркасск, 1875.
  19. У руба на Хопре: Исторические очерки и хроника летописи города Урюпинска. Волгоград, 1997.
  20. Метод доступа: http://www.buturlinovka.ru/econsuborg109.html; http://nik-rech.narod.ru/novohopersk/h_page_2.htm; http://turizm.lib.ru/d/dawydowa_i/zapovednik-1.shtml

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО