Художник И.И.Машков и его социальный эксперимент | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Художник И.И.Машков и его социальный эксперимент

О.П.Малкова, г. Волгоград

Художник И.И.Машков и его социальный эксперимент
(строительство образцового города социалистической культуры
в станице Михайловской в 1930-х гг.)

Илья Иванович Машков- один из самых ярких и колоритных художников первой половины 20 в., чаще всего воспринимается исследователями как знаковая фигура русского авангарда. Однако специфика творческой судьбы Машкова состоит в следовании эволюционным ходам культуры и в то же время устойчивости своих основных принципов. Именно с этой стороны раскрывается мастер в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ). Волгоградский музей обладает не только одной из самых лучших коллекций произведений художника, но и ценным архивом 1930-х гг., документы которого связаны с интересной и малоизученной страницей жизни Машкова. Речь идет о социально-преобразовательной деятельности художника у себя на родине в станице Михайловской, которая сегодня находится на территории Урюпинского района Волгоградской области. В 1930-е гг. на территории станицы существовал колхоз им. Ворошилова.

Архив, поступивший в музей от вдовы художника в 1981 г. и включающий в себя 34 дела, еще не был исследован тщательным образом. В составе архива- фотографии художника и снимки, сделанные им самим, письма, документы. Они связаны со строительством в здании Сретенской церкви Дома социалистической культуры (ДСК) и преобразования станицы в образцовый городок социалистической культуры. Не только содержание, но и сама полнота архива, в котором документы представлены в нескольких копиях, сохранены даже багажные квитанции и железнодорожные билеты, является яркой характеристикой творческой личности художника и в то же время эпохи.

Смелый план возник у художника в летом 1930 г.

После закрытия Вхутеина, где Машков преподавал с 1918 г. в должности профессора, художник ощутил симптомы конфликта с системой официального искусства и, получив командировку Наркомпроса, он приехал к себе на родину, в станицу Михайловскую. В то время обращение к теме колхозного строительства было весьма популярным среди художников, ищущих соответствия требованиям момента.

В свой первый приезд Машковым был создан ряд картин и рисунков, организована выставка. Кроме того, была открыта молодежная изостудия. «Вел занятия ежедневно лично сам. Кружок работает до сих пор. Держу с ним связь, им руковожу на свои средства послал немного им красок […]. С помощью общественных организаций намерен и впредь поддерживать и руководить кружком» [1],- пишет художник осенью1930 г.

Машков не был на родине с 1900 г., с момента поступления в МУЖВЗ. Прожив 30 лет в Москве, побывав за границей, осознав себя значительным живописцем и педагогом, он был потрясен зрелищем разорения когда-то процветающей станицы. «В последний приезд, внешность станицы я увидал обедневшую и обтрепанную, видимо, [сказалась] гражданская война и переход станицы более 30 раз в течение долгого времени из рук в руки борющихся белых и красных» [2].  В Михайловской Машков встречается не только с героическим трудом, но и «наследием кабацко-кулацкого прошлого»: алкоголизмом, неграмотностью, беспризорничеством. «Вся некультурность, дикость, оскудение жителей Михайловского заставили меня сильно подумать, как бы помочь колхозникам, моим землякам, не только в культурном деле, но и в хозяйственном отношении»[3].

Идея создания у курирования художественного кружка быстро разрослась до плана создания множества студий, но этим не ограничилась.

«В последние дни у меня окончательно сформировалась следующая идея: во что бы то ни стало, в ближайшее время, в Михайловском должны быть созданы все культурные кружки, необходимо организовать художественную студию, с художественной библиотекой…, краеведческий музей и, наконец, Дом Культуры» [4].

Итак, Машков, обладающий могучим общественным темпераментом, по собственной инициативе предпринимает титанические усилия, направленные на преображение станицы Михайловской. Центром новой жизни в станице должен был стать Дом Социалистической Культуры.

С осени 1930 г., живя в Москве, он ведет активную деятельность в поисках поддержки своих начинаний. Он обращается за помощью в различные организации, к ведущим партийным деятелям, известным художникам, организует сбор подарков, пожертвований для ДСК, доставку оборудования и материалов, вкладывает собственные денежные средства, берет на себя всю организационную работу, оформление документов. Его идея встречает понимание как на местном уровне, так и в центре. «Такого исключительного внимания, щедрости и доброжелательности я даже не ждал. Все это во мне накалило страсти сделать многое для Вас– тружеников, моих друзей земляков не только по линии культурной революции, но и помочь в Ваших хозяйственных делах» [5].

Художник вникает в экономические и административные аспекты хозяйственной жизни колхоза им. Ворошилова. Его письма насыщены подробнейшими сведениями о площадях посевов, тоннах урожая, количестве работников, размере финансирования, процентах выполнения планов. Он борется за сохранение ветряной мельницы, проведение электричества, строительство МТС, перенос плодоовощного комбината в Михайловскую.

«Я занимаюсь исключительно этой культработой. За это время я был не раз в ЦК партии […], в Совнаркоме СССР[…], в Наркомземе РСФСР и СССР, Колхозцентре, в Наркомпросе[…]. Побывал также в Осовиахиме, Реввоенсовете, ЦАГИ, ОГПУ, в доме Крупской, Кооперации «Художник», ИЗО-ГИЗе, Серп-Молот и мн. других. Кажется, везде побывал, тысячи раз звонил по телефону и бесконечное количество раз являлся во все учреждения и просил как мог о помощи […]. «Кроме 10 месяцев нервного труда и заботы (искусство пришлось на это время отложить) пожертвовал около 300 рублей своих личных денег. Я ко всему этому отнесся со всей своей страстью и любовью» [6].

Для осуществления планов Машков просит передать ДСК закрытую Сретенскую церковь и пустующие 2 дома священников, а также остатки церковного имущества. В ДСК должны быть устроены кинозал, театр, обсерватория, спортзал, буфет и множество кружков и мастерских.

6 ноября 1931 г. Дом Социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова был торжественно открыт в здании Сретенской церкви.

На устройство ДСК было «получено от Наркомпроса с содействием наркома Бубнова А.С. 30.000 руб., от Урюпинского РИКа 3.000 руб. и на 10.000 подарков от московс. общ. организаций- ОСОВИАХИМа, Всекохудожника, Больш. Театра и др., вождей, общ. деятелей и деятелей искусства. Районная Урюпинская и Михайловская общественность за мои труды присвоила мое имя ДСК, наградила двумя почетными грамотами как ударника культармейца, включили меня членом районного Совета культурного строительства».[7]

«10 марта 1934 г. Сталинградский Крайисполком взял ДСК целиком на краевой бюджет, и ДСК считается образцово-показательным краевого значения.»[…] «Из Москвы послано было посылок  и багажа больше 50 мест, весом примерно не менее 4-х тонн […] Приходилось вести бесконечное количество разговоров, переговоров, связанных с делами ДСК, […]огромную переписку, на что затрачено за эти годы вероятно больше 30 килограмм одной писчей бумаги» [8].

Попутно Машков решает множество более мелких проблем, таких как покупка велосипеда и костюма, изготовление Красного Знамени, ходатайство о повышении зарплат учителям, издание воспоминаний партизан о гражданской войне и др. Машков шлет посылку за посылкой с оборудованием для кружков, театра. В посылках античные слепки и краски, фонари и музыкальные инструменты, флаги и портреты вождей, книги, значки, гвозди и многое другое. Однако цели Машкова выходят далеко за пределы хозяйственных.

«Моя мечта- используя все возможности и достижения современной науки, техники и искусства и под руководством партии, сов. власти […] в ближайшие годы из бывшей реакционной атаманской кулацкой станицы сделать образцовый показательный культурный социалистический сельскохозяйственный городок, чтобы он был типовым для других подобных местечек великой нашей СССР» [9].

Этот грандиозный проект определит следующие шесть лет жизни Машкова. Лето он проводил на родине, зимой же уезжал в Москву и там занимался делами ДСК, поддерживая связь с колхозниками в письмах. В работе изостудии Машкову помогал его ученик И.Б.Маримонт, живший в станице постоянно. Активная переписка свидетельствует, что художником двигало, прежде всего, искреннее желание внести посильный вклад в развитие родного края, используя свой опыт, культурный багаж, авторитет.

Мечта Машкова приобретает масштаб жизнеустроительной утопии. «Я поставил себе задачу переделать всю кулацкую, кабацкую […] психологию на новый, советский, социалист-коммунист. лад. Только после этого будет уничтожена нищета и материальная и духовная» [10].

Стоически преодолевая  бюрократические сложности, Машков сталкивается с трудностями иного рода: бесхозяйственностью, инертностью, незаинтересованностью земляков. Машков внушает, убеждает, вдохновляет, побуждает к энтузиазму и геройскому труду работников ДСК. «ДСК, его работа должна быть революционным светильником, горящим факелом, зажигающим всем людям сердца и освещающим путь благородный и зовущий к идеалам человечества, за которые лучшая ее часть боролась и борется, чтобы человечеству жилось на земле счастливо» [11].

Масштабность проекта отражена и во всеохватности задач ДСК, зафиксированных в Положением о нем: «осуществление социалистического перевоспитания масс путем развития социалистического соревнования, ударничества, организация политического просвещения; проведение интернационального и антирелигиозного воспитания; знакомство масс с достижениями социалистического земледелия и опытом колхозного движения и содействие их применению и развитию в своем районе; организация подготовки и переподготовки низовых кадров общественного актива Сельсоветов, колхозов, кооперации, профсоюзов и других общественных организаций; организация курсов по переподготовке и подготовке полит- просвет-работников, членов культбыт-комиссий колхозов, культработников кооперации и культкомиссий профорганизаций, культуполномоченных, актива добровольных обществ: Осовиахима, МОПР, СВБ, ОДН, и др., женского культактива, членов советов изб- читален, красных уголков, организаторов кружков и культкадров; распространение военных знаний среди трудящегося населения через кружки военных знаний, содействие в открытии общественных столовых и прачешных, книжных киосков, культчайных; содействие проведению всеобуча и политехнизации школы, развитию самообразования, школьно-курсовой библиотеки и художественной работы, дошкольного и внешкольного воспитания детей; освещение в прессе ударных вопросов культурной жизни» [12].

Однако строительство ДСК видится Машковым только частью масштабных преобразований в своем крае. Проект приобретает все более фантастический облик. Его разработка отличается всесторонностью и основательностью. Глобальный план культурного строительства появляется впервые в 1932 г. и множество раз укрупняется. План 1934 г. включает:

«I. Памятник тов. Ленину В.И.

II. Дом Социалистической культуры им. заслуженного деятеля искусств И.И.Машкова  ( Дом Соцкультуры существует с 7-го ноября 1931 г.)

III. Филиалы ДСК в окружающих колхозах МТС и совхозах.

IV. Культурные точки при Доме Соцкультуры и в б. станице Михайловской.

1. Драмкинотеатр.

2. Антирелигиозный музей

3. Краеведческий музей

4. Агро-кабинет

5. Агроном. консультац. бюро

6. Агрономические курсы

7. Колхозный университет

8. Курсы по подготовке и переподготовке актива

9. Курсы по общему образованию

10. Химлаборатория (агрохимия)

11. Библиотека и читальня

12. Художественные студии: ИЗО, мызык., вокальн., хореограф., драматич. и др.

13. Клуб молодежи (для обслуживания молодежи комсомола, пионеров)

14. Радио-узел (с передаточной станцией)

15. Бюро самообразования

16. Справочное бюро

17. Культчайная

18. Диапозитивная база

19. Детская комната

20. Местная газета (и небольшая типография)

21. Сквер-сад (на площади научно-ботанического характера)

22. Ботанический сад (мир лесных, декоративных, фрукт. и ягодн. растений)

23. Зоологический сад (мир хищных и домашних животных)

24. Музей материнства и младенчества

25. Аквариум (мир водных животных и растений)

26. Опытно-показательная, огородная и бахчевая плантация

27. Опытное поле (хлебнозерновое)

28. Общ. показательная база

29. Парк Культуры и отдыха (состоит из ряда научно-технических и по искусству элементов, включая сюда ботанический сад, зоологический, аквариум)

30. Дом отдыха для ударников, культармейцев и ударников-колхозников.

31. Исторический архив.

32. Электростанция.

33. Телеф. станция (связь с МТС, ближайшими колхозами и колхозными бригадами Михайловских колхозов им. тов. Ворошилова и им. 14 годовщины РККА)

34. Метеорологическая станция

35. Астрономическая лаборатория

Самодеятельные кружки

1. По изучению Марксизма-Ленинизма (Партпросвещение)

2. Военный (Осовиахим)

3. Ликбез (Долой неграмотность)

4. Антирелигиозный (Союз воинствующих безбожников)

5. Изобразительного искусства

6. Музыкальный (струнный и духовой оркестр)

7. Вокальный (пение и хор)

8. Хореографический (танцы, пластика)

9. Драматический

10. Малых театральных форм (живгазета, синяя блуза и т.д., кукольный театр)

11. Физкультурный.

12. Радио (Общество друзей радио)

13. Ячейка МОПР (Международное Общество Помощи борцам Революции)

14. Литературно-селькорский.

15. Туризма и экскурсий (Общество Пролетарского туризма и экскурсий)

16. По технике (техмасс)

17. Сельское хозяйство.

18. Санитарный (Общество Красного Креста)

19. Автодор (Общество содействия и развития автомобилизма и улучшения дорог в СССР)

20. Кино (общество друзей советского кино)

21. По борьбе с пьянством, хулиганством, лодырничеством и шкурничеством.

22. По сбору утильсырья

23. Химический (агро и военная химия)

24. Кройки и шитья

25. Охотническо- рыболовное

26. Изучение иностранных языков.

27. Фото

28. История станицы Михайловской до наших дней

Мастерские

1. Картонажная

2. Слесарная

3. Кройки и шитья

4. Столярная

5. Декорационно-бутафорская»[13]

Таким образом, программа строительства предполагала архитектурные преобразования, прокладку дорог, создание системы образовательных и развлекательных учреждений, строительство электростанции и радиотрансляционного узла, проведения телефона. Для изменения облика станицы Машков предлагал привлечь ведущих московских архитекторов и скульпторов, таких как Щусев и Меркуров.

Машков ведет переговоры по поводу перенесения ряда техникумов, «хотя бы небольшого завода», создании дома отдыха, речного курорта. Наконец, речь идет о придании станице статуса районного центра.

«ПЕРЕДАЮ ПРОСЬБУ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ КОЛХОЗНИКОВ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ОГРОМНЫЕ ТРУДНОСТИ И ЛИЧНО УМОЛЯЮЩЕ ВАС ПРОШУ СДЕЛАТЬ МИХАЙЛОВСКУЮ НОВЫМ РАЙОННЫИ ЦЕНТРОМ С ТРАКТОРНОЙ СТАНЦИЕЙ ОБЕЩАЮ УДАРНО ПРОДОЛЖАТЬ ПОМОГАТЬ ТЧК

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ ПРОФЕССОР МАШКОВ» [14].

В архиве ВМИИ находится план переоборудования Сретенской церкви. 

Намечаемое переоборудование Сретенской церкви, в 1931 г. сменившей кресты на металлические флаг и звезду предполагало надстройку 3-х этажей между колокольней и куполом бывшей церкви; пристройку первого этажа вокруг колокольни для гардеробной и раздевалки на 1000 человек; проведение центрального отопления и вентиляция; устройство двух астрономических площадок на 4-м и 5-м этажах; пристройку каменной кинобудки для звуковой кино-аппаратуры.

Покупка оборудования для ДСК в числе прочего включала приобретение и установку звуковой стационарной киноаппаратуры, звуковой кино-передвижки, книжного фонда в 15.000 томов, покупку рояля, телескопа, агитавтомобиля, 5 велосипедов, оборудование радио-узла и радио-аудитории, фото-кино-диапозитивной базы, киносъемочного аппарата.

Переоборудование второго церковного здания (Богоявленская церковь) под краеведческий музей со следующими отделами: краеведческий, выставка материнства и младенчества, исторический, периода революции и гражданской войны, археологический, истории казачества, живописи, скульптуры, графики, истории рабочего движения

Устройство Парка культуры и отдыха заключалось в оборудовании спортстадиона, водной станции на Хопре, парашютной вышки, планерной станции, сквера-сада в центре станицы с летней сценой, ботанического сада, зоологического сада, тира, аттракционов, метеорологической станции.

Всего расходов по ДСК на 1932 г. было запланировано 1061800 р. [15]

Несмотря на все усилия и поддержку властей, план Машкова терпит неудачу. Уже в письмах Машкова 1932 г. говорится о необходимости борьбы с расхищениями имущества ДСК. Постройка и оборудование разрушаются, работники ДСК (брат Машкова А.Н.Андреев и его ученик И.Б.Маримонт) подвергаются нападению. Невозможно найти достойного заведующего и сотрудников ДСК. Один из домов, выделенный для ДСК, оказался занятым отделением НКВД. Но самое печальное, что жители станицы мало интересуются возможностями ДСК.

Необходимо «партийцев, весь актив заставить, чтоб они воздействовали на всю колхозную массу и население, заставили  посещать культ. очаги, ДСК- для полит. воспитания, перевоспитания и изучения, культуры,- почти в таком же обязательном порядке как посещение полевых бригад во время обработки полей» [16]. Оскорбленный до глубины души равнодушием к его культурным преобразованиям, самим фактом разорения, разграбления созданного им хозяйства, в поисках спасения от «вредителей, саботажников, лодырей», Машков обращается за помощью во множество организаций.

С 1935 г. художник постепенно отдаляется от своего детища, все реже приезжает в Михайловскую. Машков пережил свою неудачу глубоко, что послужило причиной принципиального изменения его стиля в 1933 г.

Машков переживает в станице Михайловской сложную и драматическую историю, духовную коллизию, весьма показательную для его эпохи. Взлет надежд, связанный с бурной созидательной активностью вполне естественен для человека, ориентированного на социальное самоутверждение и лишенного привычного поля работы. Эксперимент в станице Михайловской был в своем утопизме типичным для своей эпохи, родственным масштабными иррациональными проектами своего времени.  В то же время он наглядно раскрывает качества личности самого Машкова, проявляемые им и в живописи, и в преподавании: максимализм, основательность, масштабность, искренность, желание быть нужным, востребованным. Машков отводил себе гордую роль преобразователя мира, жизни своих земляков, о которых, после 30-летнего отсутствия, он знал весьма мало. Обладая особым крупномасштабным видением реальности, он был неспособен воспринять человеческие слабость и несовершенства, что ярко демонстрирует опыт работы его артели во Вхутемасе в 1919 г.- также в целом неудачный. Результатом такого максималистского подхода в живописи являлось искусство «шокирующе оригинальное» или просто шокирующее. Ощущение безграничных возможностей, распространяемое за пределы мастерской, приходит в неизменное противоречие с игнорируемой человеческой природой. Его изначально обреченный проект рушился на глазах от столкновения с реальными жизненными обстоятельствами и качествами человеческого материала, которые Машков привычно не брал в расчет.

Машков создает в станице Михайловской мир изобилия, родственный образному строю его произведений. Величественные ландшафты, грандиозные модели, роскошные натюрморты- равноправные составные части его модели мира- исполненного сил, плодородия. Машков действовал в рамках архетипов агрессивного сознания авангардной культуры, унаследованных тоталитарным обществом, проявлявшихся в свое время, например, в опытах преображения Витебска Шагалом и Малевичем, строительстве «соцгородков» вокруг крупных предприятий в 1930-е гг. Характер организационной деятельности Машкова, подтверждает удивительное единство всех проявлений его личности.

Таким образом, можно утверждать, что изучение документов архива Машкова из ВМИИ и социального эксперимента в станице Михайловской дает богатые возможности как для  расширения представлений о личности художника, так и для конкретизации и уточнения культурно-исторической ситуации в нашем крае в 1930- е гг.


  1. Заявление И.Машкова в ИЗО отдел Главискусства Наркомпроса.- Волгоградский музей изобразительных искусств (ВМИИ), Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Лист№ 135.
  2. Письмо Машкова В ячейку ВКП(б), ячейку комсомола, сельсовет, школу колхозной молодежи, колхоз им. К.Е.Ворошилова.- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 2, Листы №№ 5,6
  3. Письмо Машкова Секретарю Районного комитета ВКПб Смолкину, председателю РИКа  Агееву , зам. пред. РИКа Акимову- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы № № 11,12
  4. Письмо Машкова в Михайловский сельсовет- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Лист № 108
  5. Письмо Машкова 17 марта 1931 г.в Михайловские 1) ячейку ВКП(б), 2) ячейку ВЛКСМ, 3) сельсовет, 4) правление колхоза имени Ворошилова, 5) кружок изобразительных искусств.- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 3, Лист № 3
  6. Письмо Машкова Народному Комиссару по Просвещению тов. Бубнову Анд. Серг. 22 июля 1931- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы №№ 31-36
  7. Начальнику конского состава РККА т. Ракитину Н.В 1932 июль.- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы №№ 51-59
  8. Письмо Машкова руководителям «Всекохудожника»- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 3, Листы № 68-77
  9. Письмо Машкова в Райком ВКП(б), РИК, РКИ, РайОНО, ячейки ВКП(б), хутор Михайловский, Сельсовет, правление колхоза им. Ворошилова и Совет ДСК.Август 1932- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы №№ 37,38
  10. Письмо Машкова- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы №№ 51-59
  11. Письмо Машкова в Совет ДСК 1932 г.- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 4, Листы № 26-30
  12. см.: ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 25Листы № 9-20
  13. см. :ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 3, Листы №№ 28-32
  14. Телеграмма Машкова в Сталинград Предрайисполкома (1934 г.)- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 24, Лист № 23
  15. План переоборудования Сретенской церкви- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 25, Листы № 63-64
  16. Черновик выступления Машкова- ВМИИ, Фонд «Машков И.И. Художник», Дело арх. № 24, Листы №№ 36-38

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО