Антропологические аспекты изучения творчества И.И.Машкова | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Антропологические аспекты изучения творчества И.И.Машкова

О.П.Малкова

Антропологические аспекты изучения творчества И.И.Машкова [1]
// Материалы II всероссийской научной конференции
"Антропологическая соразмерность", Казань, 2010 г.

Илья Иванович Машков (1881-1944) – художник, творчество которого носит глубоко личностный характер. Его происхождение, события биографии, особенности характера и психофизиологического склада оказались теснейшим образом вплетены в его искусство. Он был одним из самых ярких художников первой половины 20 в., получил известность  как лидер русского авангарда, организатор модернистской группировки «Бубновый валет».

Однако Машков был не только живописцем, но и педагогом, активным общественным деятелем, выступал как литератор, что, безусловно, накладывало отпечаток и на его творчество. Мы попытаемся одновременно рассмотреть различные формы проявления его творческой активности, связанные с его родиной, станицей Михайловской, Сталинградским краем [2]. Рассмотрение его художественного творчества (в основном на материале Волгоградского музея изобразительных искусств [3]), автобиографической повести «В своих краях» [4], документов архива художника 1930-х гг. [5], организационно-культурной работы, проделанной им у себя на родине, направленной на преобразование ее в образцовый городок социалистической культуры, позволяет приблизиться к целостному осмыслению феномена  Ильи Машкова.

Илья Машков дает пример художника, творчество которого не выделено в особую сферу, но представляет единое целое с иными сторонами жизни. Несмотря на значительное количество литературы, посвященной его творчеству [6], совокупность его проявлений комплексно еще не рассматривалась.

Машков представляется элитарной творческой личностью, сохраняющей связи с этническим типом, обладающей повышенной энергетикой проявлений, отразившей общекультурные трансформации. Он сохраняет художественную индивидуальность, неповторимую авторскую интонацию, свое видение мира в унифицирующей среде. В художественном творчестве, как и в иных формах активности он проявляет себя  сходным образом, демонстрируя решительность, максимализм, щедрость, энтузиазм, практичность, открытость, настойчивость. Его текстам, как и живописи, присущи повышенная эмоциональность, обилие просторечий, избыточность описаний, частое обращение к эпитетам величественности, колоссальности [7]. Его художественная версия реальности прославляет  природную роскошь мироздания.  В своих картинах он созидает мир, исполненный здоровья, мощи, сил плодородия, энергии, населенный титаническими героями, плодами и цветами («Колхозница с тыквами», 1930г., ВМИИ). Он строит его по-крестьянски крепко, основательно, оживляя своим горячим энтузиазмом. Его пантеистический гимн полнокровной жизни во всех ее проявлениях сродни  ренессансному, раблезианскому чувствованию. Необходимо отметить, что сам характер степного края оказал влияние на формирование величественного строя его произведений. Его авторская модель мироздания в большой мере была определена его связью с народными истоками.

Машков большую часть жизни прожил в Москве, неоднократно бывал за границей. Он  входил в круг столичной художественной элиты, общался с представителями советских правительственных, партийных кругов. Однако, многие особенности его личности, мировосприятия и художественного мышления оказались обусловлены ранним социо-культурным опытом, воздействием казачьей культуры, внутри которой он провел детство  и юность, жизненными обстоятельствами, описанными  им в повести. В то же время, причастность к различным культурным слоям сообщала его искусству богатство смыслов, «отдельность» в контексте соцреализма, а самому Машкову- мобильность, дополнительные адаптивные возможности в меняющейся среде.

Художник пишет, что потерял связи с родиной, уехав в 1900 г. в возрасте 19 лет в Москву. Видимо, крепких связей с семьей, братьями и сестрами, матерью он не имел. Это вполне объяснимо, так как, будучи старшим из 9 детей, с 12 лет он жил один вдали от дома, отданный «в люди», зарабатывая на жизнь и помогая семье. Этим во многом объясняются его самостоятельность, решительность, независимость, проявляемые и в искусстве.

Несмотря на то, что Машков не был казаком, многие яркие особенности его личности, мировосприятия и художественного мышления находят параллели с особенностями казачьей культуры. Торжественный, зрелищный, яркий быт казачьей станицы во многом определил образный строй его искусства: гимновый, эпический. Идея порядка, основополагающая в традиционной культуре сказалась в преобладании тяготеющих к симметрии, упрощенных композиций («Советские хлебы», 1936 г., ВМИИ). Представления о добротном хозяйстве объединили в его восприятии понятие богатства и красоты. Красивое в его понимании, как и в народном искусстве,- это здоровое, сильное, крепкое, плодоносящее.

Патриархальность, почтение к традиции и старшему у  казаков определили его жажду авторитета, будь то Джотто или Сезанн, что резко выделяло его в среде авангардистов. В определенной мере этим обстоятельством можно объяснить и его доверчивость по отношению к господствующим идеям и лозунгам времени. Критический подход вообще ему не был присущ.

Пребывание в ремесленной среде (его дед по материнской линии был столяром), определило его влечение к технике, ремесленной стороне искусства, впоследствии ставшей одной из важнейших составляющих его творчества. Картина им понимается, прежде всего, как превосходно сделанная вещь. Ко всем фазам создания картины- от изготовления подрамника, красок он относится серьезно и основательно. Сама техника живописи, нанесение красочного слоя находится в центре его интересов, затмевая сюжет.

Важное основание творчества Машкова- его глубинный материализм, мощная установка на физическое. Сюжет, рационально спланированная концепция входят в конфликт с единственной горячо переживаемой им темой- прославления  природной роскоши бытия. Сосредоточенность на физической природе приводит к особому физическому статусу его работ- крепких и бодрых. Исследование природы предмета во всем многообразии свойств  в период зрелого творчества  обратит его к ценностям искусства старых мастеров, сделает его истинным поэтом предметного мира. Самодостаточная вещность его плодов, цветов, предметов, чуждая всякому символизму, является проявлением привязанности художника к жизни.  В его художественном сознании преобладало не умозрительно- отвлеченное, но тактильно-осязательное начало. Он познает жизнь через  практическую деятельность и видит мир глазами крестьянина. Большинство его героев наделены внутренним равновесием, жизнелюбием, целостностью, особой безмятежностью духа.

Из станичного детства он вынес практичность и бережливость. С детства «стоявший на своих ногах», он привык рассчитывать на свои силы, побеждать, добиваться. Настойчивость, уверенность в своих силах, в верности собственного видения позволяли ему сохранять своеобразие художественного мышления в крайне сложном общекультурном контексте и преодолевать бюрократические препятствия. На протяжении всей жизни Машков проявляет качества зрелой личности: ответственность, самостоятельность решений, благородство. Думается, Машкову в высокой степени была свойственна ответственность перед своим временем и перед своим пространством.

Отвечая запросам времени, в 1930 г. он едет к себе на родину, чтобы запечатлеть эту «новую, неизведанную реальность» [8]. Там, столкнувшись с ужасающей картиной разорения, нищеты, культурной деградации ранее процветавшей станицы, он по собственной инициативе разворачивает грандиозную деятельность по культурному строительству. Искусство, культуру он воспринимает как способ преодоления несовершенств бытия. Реализации этого  проекта, призванного вывести из бедственного положения его родину, он посвятил около семи лет своей жизни. Сначала им была создана изостудия, потом организован Дом социалистической культуры с великим множеством кружков, несколькими театрами и оркестрами, потом была начата работа по преобразованию бывшей станицы в образцовый городок социалистической культуры [9]. В 1935 г. он добивается  придания хутору Михайловскому статуса районного центра Хоперского района. Организуя сбор пожертвований, отправляя тонны посылок в Михайловскую, заручившись поддержкой многих московских организаций и партийных и государственных лидеров, вовлекая все отпущенные ему личные ресурсы, он работает над созданием на родине мира изобилия, родственного образному строю его натюрмортов. Т.е. здесь мы становимся свидетелями распространения методов, господствующих в мастерской за ее пределы. Дом Социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова был торжественно открыт в здании Сретенской церкви.

Однако планы Машкова были лишь частично реализованы. Голод, тяжелейшая экономическая ситуация, культурная деградация – множество проблем того времени практически не оставляли шанса для достойной поддержки начинаний Машкова. Отрыв его глобальных  и тщательно разрабатываемых планов от реальных возможностей колхоза является свидетельством утопического мышления эпохи, но, в то же время, отражает максимализм, безапелляционность суждений, свойственные художнику во всех начинаниях. В целом соответствуя  практике строительства соцгородков в СССР, проект Машков отличается большей масштабностью.

Художник в этой ситуации идентифицировал себя как подателя культурных благ; но его дар не был востребован, что означало для него крушение фундаментальных основ мироустройства. Машков тяжело пережил кризис идентичности,  в искусстве нашедший выражение в мрачной живописи  1933-1934 гг. («Привет 17 съезду ВКП(б)», ВМИИ).

Такая же максималистская установка господствовала и в его преподавании. Машков видел художника венцом человеческой природы. Для него искусство живописи- не просто профессия. В юности именно искусство, счастливое поступление в 1900 г. в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества стало способом избавления от ненавистного положения «мальчика» в лавке, атмосферы бесправия. Обретение профессии стало способом обретения себя, что объясняет его особый романтический подход к искусству.

Опыт Машкова обращает нас к рассмотрению соотношения природного и культурного. Ему от природы был дан особый дар  радоваться жизни, предопределивший небудничный, приподнятый характер искусства. Многое в его поведении и искусстве объясняется повышенным уровнем энергетики. Силовой, приподнятый характер образов, гипертрофия средств, повышенная эмоциональность свойственны как его полотнам, так и его текстам [10]. Он видит мир в особом титаническом аспекте, обыденное, интимное его мало интересует. Максимализм проявлялся и в  высокой планке, которую он ставил в отношении своего искусства, своей жизни в целом. Резкость его художественных средств, скачков от одной манеры к другой способны ошарашить зрителя. В своих начинаниях он не знает меры. Его искусство, как и его речь- причудливый сплав столичного и провинциального, остросовременного и глубоко архаического. Это отражает двойственность его собственного положения. Возможно говорить о гетерогенном характере личности Машкова.

Крепкое и парадоксальное здание его личности держится на фундаменте антропологического пессимизма, и в то же время  доверия к миру в целом. С детства знал он множество трудностей, одиночество, оскорбления, отупляющий и озлобленный мир, кажется, узнал людей с худшей стороны. Все это придало ему энергию вырваться из этого мира, преодолеть его любыми средствами и неустанно работать над собой, чтобы не попасть обратно. Осознав несовершенство самой человеческой природы, он прикладывает максимум усилий, чтобы  преодолеть судьбу [11]. Так возник тип спортсмена, путешественника, музыканта-любителя, руководителя мастерской- который хочет освоить все сразу, реализоваться везде. Избыточность созидательной активности и творчества обусловлены восторгом от открывшихся неведомых ранее горизонтов познания, творчества, переживания.

Т.о., «почвенный» аспект играл в последующей судьбе И.И.Машкова двоякую роль, являясь базой и в то же время точкой отталкивания для броска в иные сферы. Жизнь на пределе возможностей, потребность быть нужным, востребованным, активно воздействовать на художественный процесс и жизнь в целом, поиск активной реализации в самых разных сферах, настойчивое исследование законов профессии, максимализм предъявляемых требований - все это делало его личностью, активно влияющей на историю.


  1. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда и администрации Волгоградской области. 09-04-20404 а/в «Комплексное исследование творческой личности И.И.Машкова (на основе произведений Волгоградского музея изобразительных искусств, архивных и экспедиционных материалов)»
  2. Машков И.И. родился 29 июля 1881г. в станице Михайловской (сейчас в составе Урюпинского района Волгоградской области).
  3. Волгоградский музей изобразительных искусств (ВМИИ) обладает одна из самых богатых и разнообразных коллекция произведений Машкова. Она включает 38 произведений живописи и 60 произведений графики, от самых ранних до самых поздних.
  4. И.И.Машков. В своих краях (рукопись)-ГТГ, Ф. 112, ед.хр. 3
  5. ВМИИ,Ф. «Машков И.И. Художник»
  6. Корпус литературы, посвященной творчеству И.И.Машкова, довольно велик. см.: Перельман В. Илья Машков.- М.: Советский художник, 1957; Алленов М. Илья Иванович Машков.- М.,Л.: Художник РСФСР, 1973; Болотина И. Илья Машков.- М.: Советский художник, 1977; И.Непокупная. Художник Илья Машков.- Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1982; Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов.- М.: Советский художник, 1990; «Бубновый валет» в русском авангарде.- СПб.: Palace Editions, 2004; Светляков К.А. Илья Машков. М., Арт-родник, 2007
  7. Брысина Е.В. Интегрированный подход к изучению элитарной диалектной  личности//сб. по итогам Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы диалектологии», М., 2009
  8. А.Луначарский. Путешествие в колхозы. Комсомольская правда. 3 июля 1928 г. № 152.
  9. См. О.П.Малкова. Художник И.И. Машков и его социальный эксперимент (строительство образцового города социалистической культуры в станице Михайловской в 1930-х гг.)// Историческое образование в современном мире-Волгоград,2009.-С. 213-226
  10. Брысина Е.В. Особенности использования эмотивно-оценочной лексики в повести И. Машкова «В своих краях»//Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре. Материалы V международной научной конференции- Волгоград, ВГПУ, Перемена, 2009г
  11. А.Якимович. Титаны Возрождения// Искусствознание1-2/09-М.,2009.

Сведения об авторе:

Малкова Ольга Петровна
Кандидат искусствоведения
Старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО