История формирования коллекции | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
История формирования коллекции
И.И.Машков.
Натюрморт. Черешня
1939

История формирования коллекции

Коллекция произведений И.И.Машкова- жемчужина Волгоградского музея. Начало коллекции было положено в 1964 г., когда вскоре после открытия музея Дирекцией художественных фондов были переданы два небольших натюрморта «Черешня» (1939) и «Натюрморт на синем фоне» (1930-е), (последний написан мастером в соавторстве с женой М.И.Машковой[1]). Все остальные произведения были в разное время получены от вдовы художника и ее наследников.

Идея целенаправленного собирания работ Машкова появилась не сразу. Брат Ильи Ивановича Машкова, Василий Иванович, который был скрипачом и жил в Волгограде, вскоре после открытия музея посетил занимавшего пост директора музея Бориса Григорьевича Воеводина. В.И.Машков рассказал о своем знаменитом родственнике, оставил посвященную ему монографию В.Перельмана[2] и сообщил о возможности приобретения его работ у вдовы художника. Однако применить эту информацию удалось только через несколько лет. В 1965 г. в музей был назначен новый директор, молодой энергичный искусствовед Валерий Иванович Киселев, до этого прошедший школу Пермского художественного музея. Он также встречался с Василием Ивановичем Машковым, а вскоре лично познакомился с вдовой Машкова Марией Ивановной и побывал в московской мастерской художника. В 1967 г. по инициативе В.И.Киселева был приобретен пейзаж «Новодевичий монастырь» (1912-1913). Это была первая покупка музея, положившая начало целенаправленного собирания коллекции произведений Машкова. С этого времени начались отношения музея с Марией Ивановной, продлившиеся до ее смерти.

В конце 1968 г. три сотрудника Волгоградского музея: директор Киселев Валерий Иванович, хранитель Мишина Валентина Борисовна и старший научный сотрудник Непокупная Инна Николаевна- впервые пришли в мастерскую Машкова. Великолепная, сегодня уже несуществующая мастерская, оборудованная по проекту самого художника, находилась в неприкосновенном виде в Москве, в Малом Харитоньевском переулке, в здании Политехнического общества. Тогда же была достигнута договоренность с М.И.Машковой о проведении выставки работ Ильи Ивановича в Волгограде и приобретении его работ. С этого момента началась многолетняя собирательская работа Инны Николаевны Непокупной- старшего научного сотрудника, в 1983-1989 гг. хранителя, в 1989-1991 гг. директора музея. Большая часть произведений Машкова оказалась в музее благодаря ее усилиям.

Уже в 1968 г. возникла идея создания особого раздела экспозиции, посвященного Машкову. Был обговорен состав работ, предназначавшихся для волгоградского музея. В нашей коллекции оказалось преобладающим творчество художника послебубнововалетского времени. Принципиально важным для Марии Ивановны виделось присутствие в Волгограде работ, написанных на родине художника, в станице Михайловской в 1930-е гг. Сегодня в нашем собрании есть семь живописных работ этой серии. Одна из причин, по которой в Волгоградском собрании лучше всего оказалось представлено позднее творчество Машкова состояла в том, что в 1960-1970-е гг., когда формировалась коллекция, поздние работы ценились намного меньше и наследники художника сомневались в возможности определить их в центральные музеи. Многие из живописных и графических произведений были получены музеем от наследников в дар. Пейзажи курортной серии 1920-х гг. («Нева. Островки. Дом отдыха», 1923), натюрморты второй половины 1930-х гг. из «абрамцевской» серии («Цветок в горшке и клубника», 1938), ранние ученические работы («Портрет девочки», 1903-1904) дополнили коллекцию произведений, предназначенных для выставки в Волгограде.

Тогда же были отобраны для выставки шестьдесят графических листов. Портреты и рисунки обнаженной натуры, выполненные углем, пастелью, цветными карандашами дают представление об эволюции графики Машкова: от самой первой из известных московских работ («Автопортрет», 1901) до поздних портретов военного времени. Графические работы были тогда же привезены хранителем музея в Волгоград и поступили на временное хранение, однако закуплены они были не сразу. В 1972 г. был приобретен редкий для творчества Машкова пастельный пейзаж «Бахчисарай. Ханский дворец» (1925). Пятнадцать рисунков вдова художника передала в дар музею. Большая же часть графических работ была приобретена у М.И.Машковой в 1981 г. В 1985 г., уже после смерти Марии Ивановны, у ее внучатой племянницы Аллы Георгиевны Хайловой была закуплена остальная часть графики, четыре рисунка было получено в дар.

В марте 1969 г. из мастерской художника И.Н.Непокупной были привезены документы из архива Машкова. Мария Ивановна разбирала архив в присутствии исследователя творчества Машкова Ирины Самуиловны Болотиной и его ученика Иосифа Борисовича Маримонта. Инну Николаевну поразила основательность организации архива, помещавшегося в большом сундуке, где с невероятной аккуратностью были увязаны документы: письма, телеграммы, проездные билеты, удостоверения, газетные вырезки разных лет, фотографии. Часть документов была отобрана для отдела рукописей Третьяковской галереи. С наибольшей полнотой в Волгоградском архиве, представлены документы, связанные с работой Машкова по строительству в станице Михайловской Дома Социалистической культуры. Вскоре из мастерской художника были привезены и личные вещи Машкова: мольберт, кисти, краски, палитра, человеческий череп.

Картины, отобранные для выставки, перевозились в Волгоград маленькими партиями до 1975 г. Процесс выплаты средств за них растянулся до 1981 г. За это время на глазах сотрудников мастерскую Машкова покидали ранние первоклассные работы. Мария Ивановна отшучивалась: «вы отобранное купите, а потом и о других поговорим». Видимо, ограничивающим фактором здесь являлась скудость бюджета, отводимого музею на покупки. Известно, что в начале 1970-х гг. это были шесть тысяч рублей в год. Самая крупная партия из десяти машковских работ была оплачена в 1972 г., когда Непокупной удалось убедить членов обкома КПСС добиться дополнительного финансирования музея в размере двенадцати тысяч рублей.

Появление одного из шедевров нашей коллекции «Портрета художника Адольфа Израилевича Мильмана» (1916-1917) связано с остросюжетной историей. И.Н.Непокупная неоднократно говорила Марии Ивановне, насколько работа такого уровня необходима музею, но М.И.Машкова уклонялась от однозначного ответа. Неожиданно в 1974 г. она позвонила Непокупной и сказала, что работу можно купить, только быстро, за полторы тысячи рублей. В то время норма расходования средств на одно произведение для музея третьей категории составляла одну тысячу рублей. Начальство проявило робость, сообщив, что денег на закупки нет. Это видимо, объясняется неординарностью художественного решения самой работы, слишком смелой для чиновников, опасающихся гнева вышестоящих инстанций. Когда выяснилось, что средства все-таки имеются, И.Н.Непокупная добилась в финансовом отделе Управления культуры перечисления денег за две работы в обход непосредственного начальства. Так были приобретены «Советские хлебы», которые находились на временном хранении в музее и «Портрет художника А.И. Мильмана»- по одной тысячи рублей за каждую работу. Фактически же первая работа обошлась в 500 рублей, а вторая - в нужные полторы тысячи. Уже на следующий день Мария Ивановна снова позвонила и сообщила, что к ней приезжал реставратор из Русского музея для приобретения портрета, но она ему отказала, так как работа была уже оплачена.

В 1976 г. состоялась первая выставка И.И.Машкова в Волгограде, где экспонировалось четырнадцать картин, принадлежащих музею (в том числе и «Портрет художника А.И.Мильмана»), и двенадцать работ из собрания М.И.Машковой, находившихся в Волгограде и вскоре пополнивших музейные фонды. Также демонстрировалось 17 из 60-ти отобранных графических работ - все они остались в собрании ВМИИ. Выставка сопровождалась каталогом с альбомом репродукций и вступительной статьей И.Непокупной[3]. Написание каталога и статьи для журнала «Искусство», которая вскоре вышла в свет[4], послужило первым шагом в работе над книгой «Художник Илья Машков», издание которой было предпринято к столетию со дня рождения мастера[5] На открытии выставки присутствовал ученик Машкова И.Б.Маримонт. Тогда же впервые была озвучена идея создания специального зала Машкова, присвоения его имени Волгоградскому музею.

В 1980-1981 гг. живописное собрание было дополнено портретами военного времени, натюрмортами «абрамцевской» серии. Тогда же работы «Привет XVII съезду ВКП(б)» и «Портрет военного врача полковника медицинской службы Матусова Петра Михайловича.» были получены в дар от Марии Ивановны. После ее смерти у А.Г.Хайловой были приобретены ранние ученические этюды, три работы абрамцевской серии, одна работа из «михайловской» серии, картина «Артек». Последние пять работ Машкова были закуплены музеем у нее же в 1985 г.

В 1975 г., после выставки появилась и идея собирания работ соратников Машкова по объединению «Бубновый валет». Таким образом, с середины 1970-х гг. одной из важнейших линий в собирательской политике музея стала закупка работ И.И.Машкова и художников его круга. Одновременно с целенаправленным собиранием работ художников «Бубнового валета» была начата работа с учениками Ильи Ивановича. По собственным воспоминаниям мастера, за долгую педагогическую жизнь он выпустил более двух тысяч учеников. Не все из них стали художниками, но были среди них и очень известные мастера, такие как Р.Р.Фальк, А.А.Осмеркин, В.И.Мухина, А.Д.Гончаров и др. И.Н.Непокупная встречалась со многими из них, собирая воспоминания об учителе: П.П.Соколовым-Скаля, Г.И.Рублевым, О.А.Соколовой, А.Д.Гончаровым, переводчиком В.В.Левиком, А.А.Лабасом, И.Б.Маримонтом. Большая удача, что Г.И.Рублев и А.Д.Гончаров успели написать и прислать Непокупной свои воспоминания о Машкове незадолго до собственной смерти. Именно Георгий Иосифович Рублев высказал мысль, что собрание произведений мастеров-бубнововалетцев в Волгограде целесообразно дополнить работами их учеников. В 1980-е гг. собрание ВМИИ пополнилось работами учеников Машкова: А.Д.Гончарова, О.А.Соколовой, А.А.Лабаса, Е.С. Зерновой, М.С.Родионова, П.П.Соколова-Скаля, Н.А.Удальцовой.

Имя, личность И.И.Машкова много значат для Волгоградского музея. Работы мастера входят в постоянную экспозицию музея, действует мемориальный зал художника. Произведения Машкова из ВМИИ послужили материалом ряда диссертационных исследований[6]. Регулярные научные конференции и выставки, проводимые музеем, ставят задачи нового прочтения творчества художника. В 2005 г. коллекция работ И.Машкова экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая карта России». Отдельные произведения коллекции неоднократно принимали участие в международных выставочных проектах. Важным событием в биографии музея стало присвоение ему имени Ильи Ивановича Машкова 25 октября 2010 г. В 2011 г. была реализована обширная программа, посвященная 130-летию художника, включающая серию выставок, конкурсов, международную конференцию. В 2009-2010 гг. на базе Волгоградского музея был осуществлен междисциплинарный научно-исследовательский проект «Комплексное исследование творческой личности И.И.Машкова», поддержанный Российским Гуманитарным Научным Фондом. Он был осуществлен учеными-гуманитариями различного профиля на стыке нескольких дисциплин, и обращено к разным сферам деятельности Машкова (художественной, литературной, социокультурной практике). Работа была посвящена исследованию личности И.И.Машкова, его творческой и социальной деятельности в региональном аспекте и историческом, этнографическом, культурологическом контекстах. В авторский коллектив вошли доктор филологических наук Евгения Валентиновна Брысина, доктор исторических наук Ольга Валентиновна Галкова, доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова, кандидат исторических наук Ольга Николаевна Савицкая, доктор филологических наук Надежда Евгеньевна Тропкина. Автор этих строк выражает горячую признательность уважаемым коллегам. Данная книга является лишь малой частью проделанной тогда совместной работы. Музей прикладывает значительные усилия для знакомства с искусством и творческой личностью Машкова самой широкой аудитории. В 2014 г. в ВМИИ был реализован экспозиционно-просветительский проект «Интерактивная экспозиция «Мастерская Машкова». Частично реконструируя интерьер ныне утраченной мастерской художника, он был призван сделать более зримыми художественные принципы и жизненные стратегии мастера, его представления о мире и искусстве, способствовать погружению в его творческий мир. В пространстве экспозиции соседствуют подлинные произведения, фотографии, документы из архива, предметы из мастерской, эффекты дополненной реальности, видеоинсталляции.

Волгоградское собрание Машкова обладает значительными достоинствами. Оно демонстрирует основные этапы творческого пути художника: ученического, бубнововалетского, позднего- и позволяет проследить эволюцию мастера от самого раннего до самого позднего времени. В него входят работы из известных серий, таких как «курортная» 1920-1930-х гг., «абрамцевская» второй половины 1930-х гг. Наиболее полно представлено здесь творчество Машкова 1930-х гг.  Большую ценность для исследователя имеет серия произведений, написанных на родине художника в станице Михайловской в 1930-е гг. Работы военного времени адресуют нас к самому позднему этапу творчества мастера. В коллекции ВМИИ есть как знаменитые, часто публикумые вещи, такие как «Портрет А.И.Мильмана», так и менее известные произведения («Нева. Островки»), важные для понимания эволюции мастера. Собрание, включающее портреты, пейзажи и натюрморты, отражает устойчивые жанровые пристрастия мастера. Графика Машкова представлена в собрании также достаточно широко. Учебные штудии, портреты, рисунки обнаженной натуры 1900-1940-х гг. дают возможность проследить развитие этой менее изученной стороны его искусства. Собрание И.И.Машкова в ВМИИ раскрывает общеэволюционные процессы и живописно-пластические приоритеты художника. Одной из сильных сторон коллекции является способность продемонстрировать Машкова «неканонического», неизвестного широкой публике, а также способность раскрыть красоту и смыслы его позднего искусства. Коллекция ВМИИ обладает собственной спецификой, демонстрируя Машкова как мастера, сохранившего в значительной мере близость к «почвенным истокам».


История формирования коллекции произведений И.И.Машкова в Волгоградском музее изобразительных искусств// Малкова О.П. И.И.Машков в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств. Волгоград: ООО «ИАА «Областные вести», 2014- С.8-13

[1] Машкова Мария Ивановна (урожденная Данилова)-(1896-1982) третья жена художника, с которой он вступил в брак в 1922 г. Училась у Машкова живописи.

[2] Первая монография о художнике. Перельман В. Илья Машков.- М.: Советский художник, 1957

[3] Илья Машков. Каталог выставки. Волгоград, 1975

[4] И.Непокупная. И.И.Машков в станице Михайловской.- «Искусство», 1976, с. 41-46

[5] И.Непокупная. Художник Илья Машков. Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград, 1982

[6] Полончук Т.А. И.И.Машков. Живопись 1930-начала 1940-х годов. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- СПб, 2002; Малкова О.П. Творчество художников «Бубнового валета» второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- СПб,2006.

И.И.Машков, М.И.Машкова.<br>Натюрморт на синем фоне.<br>1930-е
И.И.Машков, М.И.Машкова.
Натюрморт на синем фоне.
1930-е
На выставке И.И.Машкова<br>выступает  И.Б.Маримонт.<br>1976 г
На выставке И.И.Машкова
выступает И.Б.Маримонт.
1976 г
На открытии первой выставки И.И.Машкова в ВМИИ.<br>Первая справа- И.Н.Непокупная,<br>третий справа- В.И.Киселев.<br>1976
На открытии первой выставки И.И.Машкова в ВМИИ.
Первая справа- И.Н.Непокупная,
третий справа- В.И.Киселев.
1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.<br>1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.
1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.<br>1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.
1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.<br>Графика.<br>1976
Первая выставка И.И.Машкова в ВМИИ.
Графика.
1976

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО