Машков в зеркале критики XX века | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Машков в зеркале критики XX века

Уже первые выступления Машкова принесли ему признание у самых авторитетных критиков. О нем писали А.Бенуа, М.Волошин, Я.Тугендхольд, А.Эфрос, С.Глаголь, С.Маковский и др. Около двух десятков статей 1910 года, посвященных выставочной жизни, обращали внимание читателя и зрителя на работы молодого Машкова[1].

Самую острую полемику вызывал бубнововалетский период творчества художника. Наибольший интерес представляют публикации критиков, заинтересовано наблюдавших за судьбой Машкова на протяжении многих лет: Я.Тугендхольда, А.Эфроса, А.Федорова-Давыдова, И.Грабаря. Большое значение для последующих исследований имела статья А.Бенуа “Машков и Кончаловский”, написанная в 1916 году.

Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. «Чувство реальности вновь обретено»,- пишет Тугендхольд[2]. Радикальные изменения творческих установок художников, осуществленные уже за гранью существования общества, декларированные на «Выставке картин» 1923 года, произвели ошеломляющее впечатление. «[…]Переход к углубленному реализму, насыщенному эмоциональностью и психологичностью, обращение к традициям  классических мастеров искусства, усиление веры в природу»,- частью критиков был воспринят восторженно. «[…]Кончаловский, Машков, Лентулов - это передовые имена русской живописи»[3].

Индикатором состояния послевоенной критики является «один из первых опытов создания сборника автобиографий известных советских живописцев» «Мастера советского изобразительного искусства» 1951 г.[4] Здесь были помещены автобиографические очерки Кончаловского, Машкова, Куприна - немногих официально признанных бывших бубнововалетцев. «Новаторство во что бы то ни стало, довело многих художников «Бубнового валета» до супрематизма, лучизма и футуризма»,- читаем в издании.

Рубеж 50-60-х гг. связан с возрождением интереса к «Бубновому валету», ставшему первой авангардной группировкой, о которой возможно писать. В это время предпринимаются первые опыты целостного исследования наследия художников, в т.ч. дореволюционного творчества. Вступительная статья В.Перельмана к каталогу первой персональной выставки Машкова содержала краткий анализ всего творческого пути[5]. Тогда же вышел первый альбом и журнальная статья о Машкове[6]. В 1957 г. появляется первая монография о нем, принадлежащая В.Перельману[7].

Огромную роль для уточнения картины развития искусства сыграли публикации ранее недоступных документальных материалов: текстов выступлений, деклараций, воспоминаний[8]. Включение в оборот новых фактов привело к переосмыслению истории и перестановке акцентов. В.Костин писал о позднем Машкове: «В искусстве Машкова стремление быть похожим на всех иных «обычных» реалистов приводило подчас к большим срывам и утрате напряженности формы»[9].

Таким образом, в 1960-х гг. происходит постепенная реабилитация авангарда, возрастает интерес к бубнововалетскому периоду творчества, увеличивается количество объективной информации и расширяется круг художников в поле зрения искусствоведов.

Вторая по счету монография о Машкове 1973г.[10], написанная М.Алленовым, предпринимает опыт глубокого осмысления феномена И.Машкова.

Следующая страница истории изучения «Бубнового валета» связана с именем И.Болотиной. В 1977 г. выходит в свет фундаментальный, до сих пор не превзойденный труд «Илья Машков»[11], синтезировавший огромный исследовательский материал. Используя архивные документы, рукописи Машкова, воспоминания современников, автор воссоздает яркую и полную картину творческой жизни мастера, И.Болотина рассматривает истоки таланта и место художника в системе русского искусства. Монография сопровождается прекрасными иллюстрациями и справочным аппаратом. Переписка Машкова с Кончаловским была также подготовлена к печати И.Болотиной[12]. Вступительная статья в альбоме «Илья Машков. Избранные произведения»[13] отличается свежестью взгляда, лаконичностью и глубиной понимания творческой индивидуальности. Работы И.Болотиной 1980-х годов о Машкове вошли в сборник «Проблемы русского и советского натюрморта»[14].

К 1975-1976 гг. относятся первые публикации, напрямую связанные с произведениями из Волгоградского музея. Краткий очерк творческой биографии, написанной И.Непокупной, предварял каталог выставки И.И.Машкова 1976 года[15]. Написание каталога и статьи о пребывании художника в 30-е гг. на родине[16], послужило началом работы над книгой «Художник Илья Машков», изданной к столетию мастера[17].

В 1976 г. Г.Поспелов публикует статью «О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского и Лентулова», в которой рассматривает работы начала 1910-х гг. как проявления «ярмарочной», примитивистской эстетики[18]. В 1978 году в сборнике «Из истории русского искусства второй половины 19- начала 20 века» выходит статья, посвященная бубнововалетцам[19]. Эволюция художественного видения «валетов» представляется автору как постепенное вытеснение фольклорных традиций станковыми тенденциями. Материал статьи послужил основой исследования «Бубновый валет», предваряемого рядом публикаций[20]. Новый взгляд на знакомое явление связан с вниманием к примитивизму, определившему облик целой эпохи. Таким образом, Поспелов рассматривает бубнововалетцев как художников глубоко традиционных в своих устремлениях.

Итогом многолетней работы стала книга Г.Поспелова «Бубновый валет», вышедшая 1990 г.[21]. Рассматривая стилистические истоки, эстетику московских сезаннистов, автор видит в них участников глобального преображения профессионального искусства с помощью языка наивного, народного творчества. Как и Д.Сарабьянов[22], он выявляет мифотворческую утопичность бубнововалетских акций, в целом присущую русскому авангарду.

К концу 1980-х гг. наметились перемены в отношении исследователей к искусству «Бубнового валета». Эстетические представления изменились столь существенно, что возникла необходимость в «реабилитации» уже позднего творчества художников.

Новая волна интереса к Машкову и «Бубновому валету» связана с масштабным проектом 1998 года «Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века». Выставка и ее каталог всесторонне освещают проблему взаимоотношения искусства Сезанна и русской культуры начала века. Касаясь позднего творчества валетов, Поспелов отмечает, что это был путь назад к «союзовскому» пейзажу десятилетней давности, реставрация, подводившая итоги героическому этапу в истории русского искусства начала столетия[23]. Издание, приуроченное к выставке «Бубновый валет» в русском авангарде», организованной Русским музеем и Третьяковской галереей в 2004-2005 гг., включает ряд статей, посвященных как творческим проблемам объединения, так и малоисследованным аспектам его бытования[24]. Альбом дополняется документами, воспоминаниями, биографиями художников.

Таким образом, критикой ХХ века сформировано понимание И.И.Машковав первую очередь как участника модернистского процесса. Осознание его феномена во всей сложности и многообразии проявлений стало задачей исследователей XXI века.

[1] С.Маковский. Художественные итоги//Аполлон, 1910, №7, с. 31-32; А.Бенуа.Художественные письма. Итоги//речь, 1010, 26 марта №83, с.2; С.Глаголь «Бубновый валет»//Столичная молва, 1010, 13 декабря, №153, с.5; М.Волошин. «Бубновый валет»// Русская художественная летопись, изд. «Аполлон», 1911, №1, с. 10-12 и др.

[2] Я.Тугендхольд. Выставка «Бубнового валета». (Письмо из Москвы)// Речь.- 1914.- 13(26) 02.- №43.- С. 2.

[3] Луначарский А.В// Известия.- 20.03.- 1923.

[4] Мастера советского изобразительного искусства. Живопись.- М.: Искусство, 1951.

[5] Перельман В. Вступительная статья к каталогу «Выставка  произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора И.И.Машкова».- М.: Советский художник, 1956.

[6] Илья Иванович Машков. Избранные произведения (авт.ст. Е.Мурина).- М.: Советский художник, 1956. Дружинин С. Илья Машков. Творческий путь художника// Искусство.- 1956.- № 4.- С. 23-29.

[7] Перельман В. Илья Машков.- М.: Советский художник, 1957.

[8] Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов.- М.: Советский художник, 1962; Лобанов В. Кануны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы.- М.: Советский художник, 1968; Рождественский В. Записки художника.- М.: Советский художник, 1963; Лентулова М. Художник Аристарх Лентулов.- М.: Советский художник, 1969.

[9]Костин В. Нужна серьезная исследовательская работа// Московский художник.- 1962.- №17.

[10] Алленов М. Илья Иванович Машков.- М.,Л.: Художник РСФСР, 1973.

[11] Болотина И. Илья Машков.- М.: Советский художник, 1977.

[12]Панорама искусств-78.- М.: Советский художник,1979.- С. 189-211; Панорама искусств,3.- М.: Советский художник, 1980.- С.162-190.

[13] Машков И. Избранные произведения.- М.: Советский художник, 1984.

[14] Болотина И. Проблемы русского и советского натюрморта. М, «Советский художник», 1990.

[15] Машков Илья Иванович. Каталог выставки.- Волгоград, 1975.

[16] И.Непокупная.И.И.Машков в станице Михайловской// Искусство.- 1976.- №4.-С. 41-46.

[17] И.Непокупная. Художник Илья Машков.- Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1982.

[18] Поспелов Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского и Лентулова// Советская живопись,74.- М.: Советский художник, 1976.

[19] Болотина И.С. К датировке некоторых произведений И.И.Машкова.; Поспелов Г.Г. Страница истории «московской живописи»//. Из истории русского искусства второй половины 19- начала 20 века. Сб.ст. – М.: Искусство, 1978.

[20] Поспелов Г. О «валетах бубновых» и «валетах червонных»// Панорама искусств.- М.: Советский художник, 1978. ПоспеловГ. Новые течения в станковой живописи и рисунке-в сб.Русская художественная культура конца 19-начала 20 века. Кн. 4.- М.: Наука, 1980.

[21]  Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов.- М.: Советский художник, 1990.

[22] Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19- начала 20 вв.- М.: МГУ, 1993.

[23] Поль Сезанн и русский авангард начала 20 века.- СПб.: Славия, 1998.-С.166.

[24] «Бубновый валет» в русском авангарде.- СПб.: Palace Editions, 2004.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО