«Звуки тишины». Графика Виктора Попкова из фондов ВМИИ. К 90-летию со дня рождения художника | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
26.09.2022 - 26.02.2023
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Звуки тишины». Графика Виктора Попкова из фондов ВМИИ. К 90-летию со дня рождения художника

В марте 2022 года исполнилось 90 лет со дня рождения художника Виктора Попкова. Автор пронзительных шедевров «Строители Братской ГЭС», «Двое», «Шинель отца», «Майский праздник», цикла «Мезенские вдовы» вошел в историю позднесоветского искусства как художник, тонко чувствовавший время, умело совмещавший условность и реализм, традицию и новацию. Он не боялся ломать каноны и стереотипы. Попков - график, ставший успешным живописцем. Лирик, стоявший у истоков «сурового стиля». «Шестидесятник», чье позднее творчество радикально отличается от ранних работ эпохи «оттепели». Художник, «вгрызавшийся в жизнь» и ушедший из нее по нелепой трагической случайности. Попков – «большая по-настоящему выдающаяся личность, чья и творческая и человеческая судьба были сотканы из противоречий» подмечает доктор искусствоведения, исследователь творчества Попкова Петр Козорезенко-мл.

В собрании музея Машкова находятся две знаковые картины художника - «Белая лошадь» и «Майский праздник». Обе работы хорошо известны искусствоведам и зрителям, неоднократно становились важными произведениями на больших тематических выставках.

Не меньший интерес представляет графика Попкова из коллекции ВМИИ. В экспозицию «Звуки тишины» вошли шесть крупноформатных графических работ. Гуаши создавались художником в 1960-е - в поездках по стране, и по впечатлениям от путешествий. Выставка вмещает пейзажи Попкова с конкретной географической привязкой («Улица Кардовского в Переславле», «Белое море. Сети») и философские пейзажи-обобщения («Дорога в парке», «Тишина»).

ЦЕЛИНА

Поколение художников-шестидесятников искало достоверные сюжеты будущих картин в суровой правде жизни. Они много ездят по стране, посещают большие комсомольские стройки, Сибирь, целину,  северные деревни. Натурный этюд в их творчестве постепенно вытесняет сочиненную картину.

Виктор Попков к 1961 году успел побывать на Алтае, откуда привез большую серию гуашей «Абакан-Тайшет», написать множество этюдов и эскизов к нашумевшим «Строителям» на строящейся плотине Братской ГЭС. В этом же году, получив заказ от Комбината живописного искусства, он едет на целину, в Казахстан. Гуашь «После дождя» из коллекции ВМИИ - часть объемного рассказа Попкова о жизни «Целинного совхоза «Ижевский». Художник использует ракурс, напоминающий стоп-кадр или фотографию, упрощает и обобщает натуру, отказывается от множества конкретных деталей, что позволяет передать величие и мощь осваиваемых земель, масштаб задач, стоящих перед участниками «целинной эпопеи».

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

В конце 1950-х - нач.1960-х Переславль-Залесский становится новым местом притяжения для ряда молодых московских художников. Начиная с 1956 года, ценителей древнерусской архитектуры, искавших интересные образы в жизни тихой провинции, Союз художников приглашает работать в Дом творчества им. Д.Н.Кардовского. В числе участников первых смен - Эдуард Браговский, Ефрем Зверьков, Андрей Тутунов, Петр Оссовский, Федор Глебов и Виктор Попков. В 1961-1963 гг. Попков приезжает на пленэры в Переславль с женой, художницей Кларой Калинычевой.

Открывшиеся в Доме творчества мастерские сблизили Попкова с Браговским. В Переславле Попков внимательно следит за работой старшего товарища, в одном из интервью называет его  в числе своих учителей.  

Пейзажи Попкова из «переславской серии» отличает лаконизм, плоскостная трактовка пространства, неожиданность композиционных решений, чистота колорита. Смелая стилизация и лапидарность художественного языка сделали Виктора Попкова художником, чье раннее творчество неразрывно связано с узнаваемыми образами конкретной эпохи - «оттепельными 60-ми».

РУССКИЙ СЕВЕР

В 1965 году Попков впервые едет на русский север, живет в деревне Зимняя Золотица на Мезени.  Запись из дневника художника сообщает, что идей у него не было, север в свою творческую биографию Попков включать не хотел: слишком много художников уже работали в этих местах до него. Он ехал ради новых впечатлений, уверенный, что эта поездка первая и последняя. Но что-то Мезень в нем тогда изменила. Художник Павел Никонов, хорошо знавший Попкова, в одном из своих интервью приходит к выводу, что «Виктор Попков начался как художник с цикла картин о Севере». Сам же Попков писал, что «вернулся из Архангельской области в Москву, забыв про Золотицу и Мезень. Но прошло время, и в минуты, которые нельзя назвать радостными, его мысли вновь и вновь обращались к месяцу, проведенному на севере. «Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти.     Самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там... И на следующий год — опять я в тех краях, уже зная и предчувствуя, что мне нужно».

Рисунок «Белое море. Сети» из коллекции ВМИИ был создан в важный для художника год.  Встреча с суровыми северными пейзажами, сильными людьми мезенского края как будто надломила Попкова. Его художественный язык изменился, стал острее, от оптимизма и радости восприятия бытия не осталось и следа. Попков, полностью овладев проблематикой «сурового стиля», устремился к обнаружению причин и следствий человеческой. Исследовав целину и северную деревню, художник увидел там не только трудности быта, но главным образом задумался о смысле жизни простого труженика, работяги, жителя пустеющих русских деревень.

Биография художника

9 марта 1932 года – В Москве, в Гавриковом переулке в семье рабочего родился будущий художник Виктор Ефимович Попков

1948-1952 гг. – время обучения в Московском художественно-графическом педагогическом училище

1952-1958 гг. – после училища поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова на графический факультет. Обучался графике в мастерской Е.А.Кибрика

1950—1960-е – много путешествует по стране, посещает Иркутск, Братск, Алтай и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из програмных произведений «сурового стиля» — «Строители Братской ГЭС» (1960—1961). В время поездки на Алтай близко сошелся с Карлом Фридманом и Екатериной Григорьевой. После творческих мастерских в Переславле – с Эдуардом Браговским.

Среди художников-современников Попков особо выделял Виктора Иванова, Дмитрия Жилинского, Павла Никонова, Николая Андронова, Игоря Обросова и уже названных Браговского и Григорьеву.

1962 год – участвовал в Международном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.  На фестивале Попков познакомился с известным поэтом Евгением Евтушенко, даже сделал несколько его портретных набросков (один из таких есть в собрании ВМИИ). Год оказался для художника очень удачным в плане зарубежных выставок, на которых произведения Попкова неизменно привлекали к себе внимание. Его работы участвовали в выставке советского искусства в Японии,  на международной выставке в Югославии он получил поощрительную премию. Также несколько произведений Попкова экспонировалось на 31-й Международной Биеннале 1962 года в Венеции, куда художник поехал вместе с женой Кларой Калинычевой.

1963 год – назначение Попкова членом комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий

1965 год – состоялась первая  поездка художника в Архангельскую область, в северные деревни на Мезени. Это стало толчком для написания художником цикла «Мезенские вдовы» в 1966-1968 гг.

1967 год – Попков получил почетный диплом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Двое»

1970-1972 гг. – художник работает над философскими полотнами «Шинель отца» и «Работа окончена». Особенной темой для художника был автопортретный жанр, в котором он создаёт, конечно, и собирательный образ современника
1972 год – работа над картинами «Тишина» и «Майский праздник» (ВМИИ)

1974 год – работа над неоконченной картиной «Осенние дожди. Пушкин»

12 ноября 1974 года – дата смерти художника: цепь нелепых случайных совпадений привела к трагедии. Виктор Попков был застрелен в упор одним из инкассаторов машины, которую принял за такси

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО