Выставка «За рекой, в тени деревьев» объединила две графические серии — «Займище» (2024) и «Дачное» (2025), созданные известными волжскими художниками Анной и Виктором Филимоновыми. Представленные в экспозиции произведения — результат работы двух авторов, отца и дочери. С 2009 года мастера, такие разные по темпераменту, но близкие по глубине художественного мышления, работают совместно, создавая серии и циклы, в которых личное переживание, эмоциональная отзывчивость, формальные и пластические поиски объединяются в цельную художественную практику. Они обсуждают, спорят, экспериментируют, размышляют о выразительных возможностях техник, о современности и задачах творца, о природе и человеке.
Анна Викторовна по натуре — график-книжник: для неё важны внутренняя организованность, подчинённость всех элементов единому ритму. Творческий процесс представляется ей как исследование, в котором интуиция соединяется с рациональностью, а замысел приобретает лаконичную и убедительную пластическую форму. Принимаясь за работу, она уже знает, каким будет произведение в итоге, и последовательно реализует задуманное. Анна Викторовна — художник философского склада. Создание произведения для неё — не только эксперимент, освоение и синтез различных техник, позволяющих создать более выразительный образ. Это также способ осмысления мира, в котором каждый элемент воспринимается как часть целостной структуры.
Виктор Павлович, напротив, в этом творческом тандеме олицетворяет стихийное начало. Его темперамент живописца, ироничность, придающая взгляду особую остроту, желание любыми средствами «ухватить» ускользающие проявления окружающей действительности ведут к постижению парадоксов повседневности, обычно остающихся вне нашего внимания. Смелость, внутренняя свобода и уверенность, с одной стороны, и требовательность к себе, желание развиваться, меняться — с другой, побуждают художника к постоянному поиску. Это строгий и вдумчивый мастер, находящийся в диалоге с внешним миром, и в то же время погружённый в себя, сосредоточенный на формальных задачах своего искусства.
Творческий процесс у Филимоновых строится на постоянном обмене ролями, идеями и техническими решениями. Это не дуэль, а дуэт, где каждый сохраняет индивидуальность, — диалог, в ходе которого художники стремятся к всестороннему освоению окружающей действительности на равных. На всех этапах работы любая задумка претерпевает двусторонние трансформации: Анна Викторовна делает эскизы будущих произведений, опираясь на этюды и зарисовки Виктора Павловича, он — режет и печатает с них гравюру. Авторские почерки переплетаются, дополняют друг друга, благодаря чему образ обогащается, получает бо́льшую смысловую наполненность.
Отличные по своей тематике и характеру «Займище» и «Дачное» объединяют не только техника исполнения и отдельные формальные приёмы, но и их значение для художников, особый образный строй. В них личное и всеобщее неразделимы: желание запечатлеть, сохранить в памяти важные моменты истории семьи становятся способом всмотреться в существенное — в то, что обычно скрыто за привычными явлениями повседневности.
Серия «Займище» посвящена Средне-Ахтубинской пойме — месту, значимому для обоих авторов. Это пейзажи, знакомые с детства, наделённые особыми чувственными и ассоциативными характеристиками, наполненные воспоминаниями, звуками, запахами и внутренним ритмом, который невозможно спутать ни с чем. Графические листы представляют собой не просто воспроизведение ландшафта, но размышление о сложности восприятия окружающей нас действительности, о сопряжении личного и вселенского. Это одновременно любование особенностями уникальной поймы, прогулка по знакомым местам и философское размышление о месте человека в мире. Так в пространстве бескрайней степи узнаётся «домик, точно, как у дядьки», среди могучих дубов, заводей с кувшинками и полей можно увидеть велосипеды — воспоминание о поездках на рыбалку и остановках в стогах, а вид на залив отсылает к истории о потерянном из-за поднявшейся воды вентере. Натурные образы порой стремятся к абстракции: пейзажные мотивы обобщаются и превращаются в некие универсальные символы природных стихий.
Сочетание в «Займище» двух техник — лаконичной линогравюры и экспрессивной, спонтанной монотипии — даёт возможность экспериментировать, позволяет взглянуть на один и тот же мотив с разных сторон, дать отличные авторские трактовки. Первая может быть отпечатана тиражом, она в этой серии отвечает за стабильность: подобно костяку, внутрь которого заключены абстрактные ритмы природы, линогравюра выстраивает и упорядочивает пространство, обеспечивая композиционную ясность и структурную устойчивость. Вторая, напротив, всегда неповторима, акцентирует внимание на эмоциональности образа, его подвижности и текучести, демонстрирует изменчивость мира. Даже в рамках одного мотива монотипия способна трансформировать общее звучание: превратить пейзаж в символ, сделать его более плоскостным, или, наоборот, расширить его границы и передать глубину пространства. Может придать лёгкость и воздушность или наполнить тревожными ритмами. Тон, цвет, направление и характер штриха — всё это помогает создать нечто индивидуальное и неповторимое даже в рамках серии тиражной графики. Благодаря технике монотипии каждый оттиск становится уникальным, обретает собственную интонацию.
«Дачное» имеет иную тональность по сравнению с «Займищем», звучит иначе — мягче, ближе. Здесь исчезает эпическая масштабность, уступая место камерности, лиризму, почти интимному наблюдению. Это личное высказывание, посвящённое дачной жизни — на первый взгляд незаметным, обыденным, но важным, наполненным смыслом эпизодам, в которых раскрывается хрупкость и ценность мгновения. В произведениях нет конкретных событий: только покой и детские игры, растения и свет, жар и тень. Бытовые мотивы — отдых на качелях, просушка подушек, сбор ягод и даже прыжки на кровати — превращаются в визуальные аллегории жизни, любви и памяти, которые хочется удержать, сохранить. Главный герой серии — черешня, раскидистое дерево, дающее тень и покой, связывающее прошлое и настоящее, объединяющее поколения. Она — символ постоянства, некий центр, вокруг которого строится жизнь.
Все работы этой серии также исполнены в технике линогравюры. Язык изображения по-прежнему лаконичен, но он становится более декоративным, поэтичным, тонким. Цветовое пятно, орнаментальность растительных мотивов, ритм линий передают ощущение райского сада — не фантазии, а хрупкого и уютного мира, в котором живут и работают художники, созерцают и созидают. Зритель выступает здесь не как сторонний наблюдатель, а как участник: погружается в некое идеальное пространство, соединяющее светлые воспоминания о прошлом и жизнь в настоящем. Он будто стоит босиком в горячей пыли рядом с причудливой алычой, слушает пение птиц и шум листвы, наблюдает за происходящим сквозь заросли мальвы.
В серии два смысловых плана. Серый — как нечто ускользающее: родители, быстро растущие дети, спеющая черешня, усталость и радость, весна и лето. Чёрный — цветы — как мимолетно-вечное, быстро сменяющее друг друга. Лист за листом складываются в повествование, где настоящее непрерывно переходит в воспоминание. Время здесь течёт иначе — будто задерживается на мгновениях, которые не хочется отпускать. В отдельных работах растительные мотивы перестают быть частью ландшафта. Приближаясь к абстракции, они наслаиваются друг на друга. Обобщённые, освободившиеся от пейзажа они все больше напоминают орнамент — символ обретённого рая на земле.
Анна и Виктор Филимоновы — художники-исследователи, для которых творческий процесс — способ понимания мира, осмысления себя и своего прошлого. В их искусстве удивительным образом сочетается эпическое и камерное, человеческая сердечность, эмоциональность и стремление прикоснуться к вечному. Язык графики подталкивает мастеров к выявлению главного, характерного, умению отсекать всё лишнее. И в стремлении к «мудрой простоте», лаконичности, высокой степени обобщения, где конкретное превращается в метафору, рождается глубокий, индивидуальный, тёплый взгляд на жизнь. Выставка «За рекой, в тени деревьев» даёт нам возможность оказаться внутри чужой памяти, которая неожиданно отзывается у каждого собственными ощущениями. «Займище» и «Дачное» представляют собой сложное графическое повествование — результат длительного, последовательного творческого процесса, в ходе которого личное переживание трансформируется в универсальный образ. Это искусство, возникающее из наблюдений, памяти и восхищения красотой мира.Филимоновы показывают, как умение прислушаться к себе, открывает нам дорогу к Вселенскому, позволяет понять окружающую нас действительность по-новому, преодолев бренность и мелочность, прийти к общечеловеческому.