Художники ВХУТЕМАСа рисуют | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
26.12.2023 - 11.02.2024
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Художники ВХУТЕМАСа рисуют

Небольшая вставка включает 16 рисунков и гравюр из фондов музея, созданных яркими мастерами отечественного искусства ХХ века: В.А.Фаворским, А.А.Дейнекой, А.В.Шевченко, Р.Р.Фальком, М.С.Родионовым. Она развернута в пространстве постоянной экспозиции, посвященной Илье Машкову, с которым представленные художники были коллегами по ВХУТЕМАСу. Высшие художественно-технические мастерские - уникальное культурное явление послереволюционной эпохи, фактически, определившее облик искусства советского времени и заложившее основы современного дизайна. К его возникновению Илья Машков имел самое непосредственное отношение, став 105 лет назад, в 1918 г. организатором Вторых Государственных Свободных художественно-технических мастерских, на базе которых в 1920 г. был создан ВХУТЕМАС - художественная школа нового типа, арена рождения новых форм искусства. За 10 лет своего существования ВХУТЕМАС, в 1927 г. преобразованный в институт (ВХУТЕИН), притянул практически всех заметных художников, стоявших на очень различающихся позициях.

Весьма скромные, небольшие по размерам натурные рисунки А.Шевченко, Р.Фалька, М.Родионова, гравюры В.Фаворского, акварели А.Дейнеки, экспонируемые на выставке - свидетельства нешуточной борьбы, развернувшейся в дискуссионном поле ВХУТЕМАСа. Наибольшей ожесточенностью отличались споры между производственниками, настаивающими на отказе от классических форм искусства (картина, скульптура и др.) в пользу творческого созидания жизненной среды, воспитывающей нового человека и станковистами - приверженцами классического понимания живописи. Ядро лагеря станковистов составили художники, ранее участвовавшие в работе модернистского художественного объединения «Бубновый валет», прошедшие через примитивизм, модернизм, получившие громкую славу как «ниспровергатели основ» старого искусства и обратившиеся затем к системе Сезанна. К их числу относились и Роберт Фальк, Александр Шевченко, Михаил Родионов. На новом витке своего развития, пришедшемся на работу во ВХУТЕМАСе, они (неожиданно для многих) выступали уже как «хранители живописных традиций». Мастерские бывших бубнововалетцев пользовались большой популярностью студентов живописного факультета.

Искусство рисунка ярко выявляет различие их творческих индивидуальностей. Александр Шевченко предстает как созерцательный мастер, погруженный в поиск музыкальной согласованности линейных и тональных ритмов («Таня читает», 1920). Роберт Фальк- художник, воспринимающий мир в эмоционально-психологических аспектах, добивающийся точности соответствия всякий раз новых графических приемов внутреннему состоянию изображаемой личности («Эскиз к портрету», 1924). Михаил Родионов, как и Роберт Фальк, в начале пути прошедший через ученичество в студии Машкова и также входивший в «Бубновый валет», а затем в общество «Маковец», ставит задачи одухотворения формы («Дорога», 1925). Мастеров объединяет целенаправленное изучение натуры, противоположное пассивному копированию, установка на концентрацию художественных впечатлений. Ситуация эстетического противоборства, приводившая к поляризации позиций, как и работа в качестве преподавателей, требовавшая методической последовательности и осознанности методов, ускоряли и делали более определенной их эволюцию в сторону классики. Тому же способствовали постоянные совместные со студентами штудии, не случайно в их наследии 20-х так значителен пласт рисунков обнаженной модели. Исследование арсенала возможностей графики и живописи привела в будущем каждого из них к собственным значительным открытиям.

Свобода трансформации натуры, поиски сильного художественного языка, не отменявшие опору на классику, но бравшие ее «в союзники», были свойственны и Владимиру Фаворскому. На выставке представлены два его экслибриса, торговая марка 1920-х гг. и две иллюстрации к «Королю Лиру» В.Шекспира, созданные уже в 1949 г. По мнению очевидцев и исследователей, на время его ректорства 1923-1926 гг. приходится наиболее плодотворный и гармоничный период жизни ВХУТЕМАСа.

Владимир Фаворский – творческая личность ренессансного склада: график, создатель собственной педагогической системы, художник театра, монументалист, теоретик искусства, оказавший огромное влияние на искусство книги и графики в целом. С его именем связано рождение нового понимания самостоятельной значимости гравюры на дереве - ксилографии, -техническую виртуозность которой он доводит до ранее недосягаемой сложности. Примером тому могут служить даже крохотные книжные знаки-экслибрисы, представленные на выставке. По мнению исследователей, наиболее значительны были изыскания В. Фаворского в области композиции. Его курс «Теория композиции», который читался на Основном отделении, с которого начиналось обучение студентов всех факультетов, служил объединению разнонаправленных поисков. Понимая мир как целостность, в единстве пространственно-временных и философско-психологических аспектов, Фаворский строит композицию, запечатлевающую событие в его динамике, совмещая разные точки зрения, выявляя главное. На протяжении всего творческого пути он разрабатывал концепцию книги как феномена, где пересекаются различные временные, а значит, и эстетические пласты (литературного произведения и времени художника), и в то же время, являющегося материальным предметом, живущим в бытовой среде. Все элементы книги, - от обложки, до шрифта и концовок - связаны общим пульсом в целостный организм, раскрывающийся перед читателем во времени. Форсированные контрасты черного и белого, эпическая обобщенность форм, замедленность ритмов титульного листа и фронтисписа, предваряющих встречу читателя с шекспировской трагедией «Король Лир», создают образ величественный, библейски-значительный и при этом глубоко трогательный.

Обучение включало не только выполнение учебных заданий, но и производственных, ведь важной целью ВХУТЕМАСа была подготовка новых кадров для советской промышленности, придание высокого профессионального уровня искусству массовому. Школа Фаворского не знала «проходных», не требующих глубокого осмысления задач. Примером поисков новой образности в промышленном дизайне может служить производственная марка фабрики «Мосбелье», выполненная Фаворским в технике ксилографии. Беря за основу композиции роспись античного сосуда-килика, автор уподобляет современных девушек античным корам, окружает их по периметру урбанистическими мотивами, создавая образ юности, чистоты, открытости новому.

Учеником Фаворского, унаследовавшим его творческий универсализм, выпускником полиграфического факультета ВХУТЕМАСа 1925 г. был Александр Дейнека. В историю советского искусства он вошел как автор плакатов, мозаик, монументальных росписей, живописных произведений, художник театра, создатель узнаваемого с первого взгляда пластического языка, нацеленного, по его собственным словам, на выражение духа времени. Дейнеке в высшей степени была присуща способность концентрировать визуальные впечатления, оперируя композиционно-пластическими средствами, добиваясь выразительности силуэта и линейного контура. На выставке представлены четыре его работы. Самый ранний из них - отмеченный экспрессионистической остротой трактовки и кубизацией форм, присущей начальным этапам его творчества, карандашный портрет сокурсника и друга, художника Константина Вялова. Он является подготовительным рисунком к живописному портрету К.А.Вялова, находящемуся в Курской художественной галерее имени А.А.Дейнеки. Художники стали соорганизаторами объединения «ОСТ» (Общество станковистов), возникшего в плодотворной творческой вхутемасовской среде и сыгравшего заметную роль в развитии отечественного искусства. Сразу по окончании вуза Дейнека стал работать в журнальной и книжной иллюстрации, особое внимание уделяя детским изданиям, дававшим независимость творческого самовыражения. К этому времени относятся выполненные акварелью, пером, тушью иллюстрации, с которыми зритель сможет познакомиться на выставке («Пушбол», иллюстрации к книге «В облаках», «Электромонтер»). На сложение его художественного языка повлияла его увлеченность фотографией и кино. Свобода пространственных сопоставлений, подвижная точка зрения, динамика цветового пятна строят образ среды, пронизанной силовыми полями, стремительными ритмами современности. Небольшой рисунок «Пушбол» посвящен теме спорта - одной из центральных для Дейнеки. Используя лаконичный художественный язык, автор сообщает обыденной на первый взгляд сцене оттенок присутствия сверхчеловеческих энергий, преобразует образы игроков в титанов, жонглирующих космическими (никак не меньше) телами. Дейнека предстает в этих работах как художник, романтически преданный своей эпохе. Сегодня очевидно, что выпускники ВХУТЕМАСа и стали главными строителями мифологической системы искусства социалистического реализма. Вскоре А. Дейнека стал преподавателем в родном вузе, затем в Полиграфическом институте, куда почти в полном составе перебрался полиграфический факультет после закрытия ВХУТЕИНа.

Открытия ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, где впервые были предприняты попытки системного осмысления формальных проблем искусства и методики преподавания, оказали влияние на многие стороны художественной жизни нашей страны. Однако, одними из важнейших факторов, давшими импульс к развитию на многие годы, были сама его атмосфера, исполненная энтузиазма, творческие дискуссии, общее художественное горение, завершившиеся вместе с эпохой 1920-х.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО