Выставка «Я почти рядом» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
19.01.2024 – 04.03.2024
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка «Я почти рядом»

С 19 января 2024 по 4 марта 2024 Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова представляет  юбилейную персональную выставку Георгия Матевосяна «Я ПОЧТИ РЯДОМ».

Выставка «Я почти рядом» отражает общее для каждого человека стремление к пониманию Себя и Другого, исполненное средствами художественного осмысления. Картина с одноименным названием «Я почти рядом» (2008), по словам Георгия Матевосяна, запечатлела приближение земли, увиденное им, из кабины самолета во время его приземления. Тема приближения потенциально имеет много линий раскрытия. Художника и зрителя сближает произведение, в котором со стороны первого - доверие, а со стороны второго – стремление понять. Творческий процесс – это всегда поиск, в котором запоминаются моменты, когда ты находишься почти рядом с искомым, сохраняющим таинственность и ускользающим. А еще между близкими людьми независимо от физического расстояния сохраняется встречное движение -  «почти рядом».

Экспозиция представляет более шестидесяти произведений Георгия Матевосяна, что составляет только малую часть от написанного мастером за пятидесятилетний творческий путь. Это уже восьмая персональная выставка художника в нашем Музее и большая часть представленных произведений написана за прошедшее пятилетие после выставки, состоявшейся в 2018 г. 

Произведения Георгия Матевосяна являются философскими по духу, так как обнаруживают всеобщее и исследуют область реального, проявляют невидимые гармонии умного бытия, тем самым выталкивая нас за пределы обыденности. Обретение своей философии художником выражается собственным художественным принципом, направленным на исследование содержания сознания, а не на подробное отражение видимой глазами   натуры.

Каждое произведение – единство чувства, интуиции и философской позиции. Особый интерес вызывает субстанциональность и даже материальность пространства и времени, образующих физические характеристики мира. Пространство – вместилище, время – длительность. Строение и в целом предметность мира вырастают пространственно вверх или протягиваются вширь, а во времени они как бы спонтанно меняют направление и вырастает мир, который одновременно есть проявление разумности и спонтанности. Возникает вопрос, а где человек?

Уникальность человеческой природы заключена в способности связать между собой вещи объективного мира, и затем поместить уже связанный мир внутрь себя, и таким образом малый мир заключает в себе большой. В первом приближении мы видим волшебный, музыкальный, поэтический и, как будто,  нереальный мир сродни сновидению. Во втором шаге мы понимаем, что реальность нам дана двояко. Мир дан нам как тот, что нас окружает и мир, представленный в нашем сознании. И тогда мы начинаем понимать, что  видим не ирреальное, а нам уже известное, осталось только вспомнить, узнать, помечтать.  Подобие микро и макрокосма может мыслиться как мир, отраженный в капле, которая светится на работах Георгия Матевосяна.

Пейзаж сознания, нарушающий привычные жанровые границы, обязательно центрирован силою воображения и Любви, которые обеспечивают нравственную ориентацию человека. Художник Матевосян подчеркивает: «каждая следующая работа – что-то новое. Думаю не о будущем, а думаю уже ощущенным, смотрю взглядом, основанным опытом. Пустой холст – это самая хорошая работа, так как на нем можно увидеть все, что еще не написано».

Живописные образы мастера для нас заразительны своей психологической правдивостью и мировоззренческой оптимистичностью. Все это, по мнению художника, о созидательной любви, эстетической целостности и полноценности жизни мира и человека. В целом тонкая живописность и ювелирное исполнение, архитектурное понимание пространственно-временного континуума, с возникающими театрально-игровыми сюжетами, характерны для творчества мастера. Вместе с тем, одной из основ художественной реальности Георгия Матевосяна наряду с субъективным миром самого автора выступает объективная реальность, которая и нам дана посредством мысли, чувства и воления.  Среди знаков, которыми кодифицирована культура, есть особая группа -   знаки-символы, через которые просвечивает смысл. Произведения Матевосяна отражают эту сущностную характеристику духовной культуры через звучание цвета, образы стихий неба, воды и огня, изменение расположения чисел, дерево, бокал и другие символы.

Звенящее свечение  как художественная задача является сквозной темой в творчестве Георгия Матевосяна. Бог есть так же максимальный свет, как и минимальный свет. Максимум и минимум – трансцендентные пределы с абсолютной значимостью. Суть вещей в своей чистоте непостижима, однако, образ, как и вера, открывает возможность прикоснуться к ней. Не привычная освещенность, а свечение, способное пульсировать и звенеть, проявляя духовное измерение, создавая соприкосновение с вечностью через понимание рождения, дарящего долю бессмертия смертному существу. Как добиться свечения? Лессировочные слои - подмалевок определенного цвета, теплое, холодное, цветовые переходы добавляют колорит, оттенки и глубину света.

В работах Георгия Матевосяна теплой сквозной линией является любовь к женщине, той Женщине, которая придала его жизни полноту. Женская природа состояний мира и чарующая женская красота притягивают цветовыми переливами.

Георгию Матевосяну сегодня интересно работать с детьми и молодыми художниками, он рад способствовать их развитию. В мастерскую приходят рисовать совсем маленькие ребята, говоря о них, мастер восхищается совершенством детского взгляда на мир. Те, кто хорошо знают Георгия Матевосяна, подчеркивают его счастливый и открытый характер, способность искренне радоваться достижениям другого, проявлять доброжелательный интерес к разным людям и сторонам жизни.


Георгий Грантович Матевосян родился в Баку 17 октября 1948 года, но считает Волгоград своим городом. Его художественный взгляд и основы собственной философии жизни закладывались в семье. Прадед по отцовской линии был ювелиром, а бабушка по материнской линии - живописцем. Семья жила в Москве, потом в Албании, затем снова в Москве, пока в 1961 г. не переехала в Волгоград – солнечный, зеленый и речной. Рисовать Георгий Грантович начал еще в детстве, окончил вместе с другом и будущим графиком Ю. Тепловым школу №84. Среди детских воспоминаний о посещении мальчишками Музея изобразительных искусств сохранились яркие впечатления об экспозиции по искусству ХХ века, выставках Т.Нариманбекова и современных волгоградских художников.

Георгий Грантович Матевосян окончил архитектурный факультет Волгоградского инженерно-строительного института в 1975 году.  Учился у замечательных преподавателей Г.Руднева, М.Пышты и Ю.Колышева. Студентом предпринимал  частые поездки в Москву и Ленинград, где открывал для себя картины старых мастеров, знакомился с работой реставрационных мастерских Эрмитажа и изучал классические живописные технологии.

После окончания института в 1975 г. Г.Матевосян трудился архитектором в Норильске, вернулся в Волгоград и работал в институте Гражданпроект, затем -  дизайнером в мастерских художественного фонда.

Параллельно с работой в фонде с 1980 г. Матевосян начал заниматься ювелирным делом, в котором, не смотря на сложность данного искусства, при отсутствии наставников приходилось полагаться только на себя. Технологии пришлось осваивать по книгам, следуя подчас методу проб и эксперимента. В развитии помогла тяга к миниатюре – тонкой и сложной детализации.

Георгий Матевосян – член Союза Художников России с 1989 года. Многие годы он был председателем Волгоградского отделения. В 1989 г. Г. Матевосян вступил в члены Союза Художников России. О Волгоградском отделении Союза он отзывается с уважением и тепло вспоминает мастеров старшего поколения: Ф.Суханова, М.Павловского, П.Малкова, Г.Черноскутова и других.

В 1991-1993 г. в составе творческой группы - А.Выстропов, В.Коваль, Г.Матевосян, три года работал над выставочными проектами в Чехии, выставки проходили в Праге, Франкфурте-на-Майне, Кельне.

С 1984 г. Г.Матевосян принимает активное участие в выставках, в том числе, таких крупных проектах как проект «Победа» (Москва, 2010), IV Международная биеннале современного искусства «Диалог: цвет и линия» (2011), «Пленэр Италия-Россия» (2011).

В качестве ювелира Георгий Матевосян принимал участие в многочисленных областных, зональных, всесоюзных и международных выставках. На крупном форуме ювелирного искусства «Ювелир-Экспо» в 2009 г. его работа была отмечена дипломом I степени. В это время в жизни мастера одновременно присутствовал поиск в малой пластике, ювелирное направление и живопись.

С 2010 г. Георгий Грантович служит в театре «Царицынская опера» в качестве художника-сценографа. Здесь его фантастические миры, объединяющие свет, пространство и действие, обретают масштаб. На сцене театра сегодня идет опера «Князь Игорь», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие спектакли в сценографии Г.Матевосяна. Найденные автором сценические решения обеспечивают сокращение дистанции между исторически верной реконструкцией событий на сцене и взглядом современного зрителя. 

Георгий Матевосян дважды (2003 и 2008) становился лауреатом конкурса «Царицынская муза» в номинации «Искусство», лауреат Государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно — просветительной деятельности в номинации искусство (2009 г.) за серию живописных работ, в 2013 г. — за сценографию к опере «Так поступают все женщины».

В 2019 году награжден золотой медалью ВТОО «Союз художников России»

Работы  Матевосяна разошлись по всему миру. Сегодня они находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии и Австрии, Бельгии и Швеции, Италии и Франции, Чехии и Швейцарии, Канады, Америки и Японии.

 

Выставка проходит по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21 тел: 38-24-44

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО