Выставка «В(ы)зывающая плоть» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
13.08.2025 - 24.11.2025
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка «В(ы)зывающая плоть»

Ню (фр. nu — «нагой, обнажённый», от фр.nudité — «нагота, обнажённость») — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту и эстетику обнаженного человеческого тела.

Образ человеческого тела в искусстве менялся на протяжении веков. Ню в скульптуре — одна из самых древних форм искусства. Ещё десятки тысяч лет назад люди вытачивали из камня так называемых палеолитических Венер — тучных, беременных, с налитой молоком грудью. Самые известные из таких фигурок, символизирующих материнство и плодородие, Венера Виллендорфская и Каменные бабы Кубани– несмотря на примитивный лаконизм формы, их монолитный объем поражает необычайной мощью и выразительностью, создают убедительный образ вечности и величия.

В V веке до н. э. греки создали новую художественную форму. Мастера Античности ценили калокагатию – гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных внутренних) достоинств, преобразованных в культ атлетического телосложения. В Византии, считающейся преемницей Греции, не развивалось это направление изобразительного искусства, однако обнажённое тело не вызывало отторжения. Художники рассматривали природные тела как воплощение божественного замысла, соединения формы и материи. В Средневековье на изображение обнаженных тел в Европе было наложено табу: в искусстве этого времени отдавалось предпочтение худым телам, не тронутым печатью порока. В эпоху Возрождения, с его стремлением к античным образам, обнажённое тело человека стало универсальным средством для олицетворения любой идеи.

Для стиля барокко были характерны уже более пышные формы. Произведения в этом стиле говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира. Нагота в контексте мифа, воплощённая в произведениях искусства, имела право демонстрироваться публично. Скульпторы добавили в этот жанр бурную страстность, чувственность. Композиции стали динамичными, в них появился жаркий эротизм. Классицизм был более строг. Он воспевал идеальную красоту, ориентируясь на традиции античности. А романтизм и импрессионизм научили скульпторов передавать самые трепетные эмоции, выхватывать из реальности чарующие мгновения и запечатлевать их. В Новое время «тело» отождествляется с машиной, акцент делается на субстанциальности тел и их независимом существовании

 Человек является естественным объектом скульптурного образа. Мышление человека ХХ столетия ждет от искусства постижения все более и более усложняющейся жизни. Художнику становится тесно в рамках классической образности. Язык скульптуры усложняется, требуя не столько академического реализма, сколько глубокого формального мышления, способного передать тончайшие ассоциативные связи.

Три значительные визуальные категории, непрерывно вторгающиеся в искусство ХХ века, – техническое тело, поврежденное тело и тело красоты много говорят о современном опыте и испытаниях телесности. В искусстве ХХ века тело само становится художественным медиумом: оно меняет статус объектов искусства на статус действующего субъекта и опоры художественной деятельности. Возникает переход от реальности произведений к телу как среде искусства и художественных экспериментов. Начиная с 1990-х годов произведения искусства часто выбирают своим предметом тело. Скрытого больше нет.

Выставка «В(ы)зывающая плоть» представляет произведения трех известных волгоградских скульпторов. Это Пётр Чаплыгин, автор образов-портретов русских самодержцев (2013, К 400-летию династии Романовых), Роберт Харитонов (1975, Памятник Михаилу Паникахе в Краснооктябрьском районе Волгограда) и Сергей Щербаков (1997, скульптурная композиция «Скорбящая» на мемориальном военном кладбище у села Россошки Волгоградская область). Художники стремятся противопоставить тело как «природное» вопреки растущему техницизму человечества. Тело кажется последней опорой. Здесь метафоры, символы выразительны и определенны.

 «Во многом выразительность скульптуры зависит от соответствия идеи и материала», - так сказал о роли материала в искусстве скульптуры С.Т.Коненков. Рождение скульптурного образа происходит в преодолении художником материала, скульптор как бы побеждает безжизненность камня, дерева, глины. Его цель – воплощение живого в мертвом, динамики жизни в неподвижном монолите. Скульптурные материалы, подобно живописным, существуют в самой природе. Среди них различают твердые, хорошо противостоящие разрушающему влиянию времени, (камень, металл, дерево), и мягкие пластичные (глина, воск, гипс, пластилин). Создавая скульптуру, автор мыслит ее в определенном материале. Цвет, фактура, особенности кристаллической структуры, вес и прочность играет немалую роль в раскрытии содержания скульптурного произведения и является важным художественно-образным средством.

Глина является наиболее древним из скульптурных материалов и лучшим из пластических материалов, созданных природой. Она податлива и мгновенно «откликается» на любое движение руки, мысли и чувства художника. «Если вы имеете вкус к работе и вам не безразличен материал, то вы будете выбирать глину так же, как выбирает живописец полотно», - таков был совет А.С.Голубкиной скульпторам. В глине, как и в живописи, есть и своя фактура, и своя «палитра» плотности и пластичности. Ей отдают свое предпочтение Чаплыгин и Харитонов.

 Уникальными возможностями для исполнения декоративной и монументальной скульптуры обладают также листовые материалы, в частности – хромоникелевая (нержавеющая) сталь, алюминий. Произведения, выполненные в этом металле, отличаются от литой скульптуры обобщенностью форм, им свойственны более гладкие поверхности. Благодаря этому алюминий воспринимает все оттенки освещения и, по выражению В.И.Мухиной, металл «как бы врастает в пространство». Этот материал близок Щербакову.

 Художественная керамика Петра Чаплыгина позволяет автору воспеть красоту, пластичность, выразительность женского тела с его пленительной плотью. Скульптурам Чаплыгина - «Лежащая обнаженная» (1990; Керамика, глазури цветные, соли, гальванопластика), «Сидящая обнаженная» (1990; Керамика, глазурь, соли, гальванопластика), «Купальщица» (1990; Керамика, глазури цветные, соли, гальванопластика)), «Фантазия» (1996; Шамот, гальванопластика), «Торс» (1995; Шамот, гальванопластика) - противопоставлены металлические образы Сергея Щербакова «Сидящая» (Алюминий, литьё), «Модель» (1997; Алюминий, литьё).

 Женская плоть торжествующая vs плоти рваной, использованной, буквально орущей, экстатичной, от которой остался лишь кожаный мешок, напоминающий содранную кожу Микеланджело в «Страшном суде».

Успокаивающим камертоном на этом конфликтном фоне звучит конвенциональная харитоновская «Нимфа» (1995; Шамот, литье), само присутствие которой призывает к продолжению рода в его же «Целующихся облаках» ( 1977; Шамот, литье) с их «сплетеньем рук, сплетеньем ног, судьбы сплетеньем».


Чаплыгин Пётр Иванович (2 июля 1940,станица Маринская Ставропольский край — 10 сентября 2022, Волгоград) — советский и российский художник, график и скульптор. Народный художник Российской Федерации (2001).Член Союза художников РФ (с 1974).

С 1963-1968 учился в Московском государственном высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). Специальность: художественная керамика. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство, художественная керамика, живопись.

С 1985 года постоянный участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Из них персональные: Волгоград, Москва, Звёздный городок, Берлин, Словения, Финляндия.


Щербаков Сергей Александрович (род. 30 апреля 1959 года, Саратов) – российский скульптор, заслуженный художник России. Член Союза художников (1991).

В 1981 году с отличием окончил Саратовское художественное училище, в 1987 году –Ленинградское художественно-0промышленное училище им.В.И.Мухиной (мастерская проф. П.Ф.Куликова). Специальность: монументально-декоративное искусство с присвоением квалификации художник по архитектурно-декоративной пластике.

Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы хранятся в фондах Третьяковской галереи. Московского музея современного искусства, Имперском военном музее в Лондоне, в частных собраниях Великобритании, Германии, Франции, Голландии, США, Китая.


Харитонов Роберт Петрович (1940, Сталинград – 1997, Москва)

Скульптор. Член Союза художников СССР. Выпускник Саратовского художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Творческая специализация: скульптура. Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

«Муза сильная, но молчаливая и скрытная», - сказал как-то Дени Дидро об искусстве скульптуры. Наши произведения не молчат, не скрывают своей страстности. Они вопят, взывают, мучаются, страдают, и хотят блаженного равновесия.

Чаплыгин Пётр Иванович
Чаплыгин Пётр Иванович
Щербаков Сергей Александрович
Щербаков Сергей Александрович
Харитонов Роберт Петрович
Харитонов Роберт Петрович

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО