Ню (фр. nu — «нагой, обнажённый», от фр.nudité — «нагота, обнажённость») — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту и эстетику обнаженного человеческого тела.
Образ человеческого тела в искусстве менялся на протяжении веков. Ню в скульптуре — одна из самых древних форм искусства. Ещё десятки тысяч лет назад люди вытачивали из камня так называемых палеолитических Венер — тучных, беременных, с налитой молоком грудью. Самые известные из таких фигурок, символизирующих материнство и плодородие, Венера Виллендорфская и Каменные бабы Кубани– несмотря на примитивный лаконизм формы, их монолитный объем поражает необычайной мощью и выразительностью, создают убедительный образ вечности и величия.
В V веке до н. э. греки создали новую художественную форму. Мастера Античности ценили калокагатию – гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных внутренних) достоинств, преобразованных в культ атлетического телосложения. В Византии, считающейся преемницей Греции, не развивалось это направление изобразительного искусства, однако обнажённое тело не вызывало отторжения. Художники рассматривали природные тела как воплощение божественного замысла, соединения формы и материи. В Средневековье на изображение обнаженных тел в Европе было наложено табу: в искусстве этого времени отдавалось предпочтение худым телам, не тронутым печатью порока. В эпоху Возрождения, с его стремлением к античным образам, обнажённое тело человека стало универсальным средством для олицетворения любой идеи.
Для стиля барокко были характерны уже более пышные формы. Произведения в этом стиле говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира. Нагота в контексте мифа, воплощённая в произведениях искусства, имела право демонстрироваться публично. Скульпторы добавили в этот жанр бурную страстность, чувственность. Композиции стали динамичными, в них появился жаркий эротизм. Классицизм был более строг. Он воспевал идеальную красоту, ориентируясь на традиции античности. А романтизм и импрессионизм научили скульпторов передавать самые трепетные эмоции, выхватывать из реальности чарующие мгновения и запечатлевать их. В Новое время «тело» отождествляется с машиной, акцент делается на субстанциальности тел и их независимом существовании
Человек является естественным объектом скульптурного образа. Мышление человека ХХ столетия ждет от искусства постижения все более и более усложняющейся жизни. Художнику становится тесно в рамках классической образности. Язык скульптуры усложняется, требуя не столько академического реализма, сколько глубокого формального мышления, способного передать тончайшие ассоциативные связи.
Три значительные визуальные категории, непрерывно вторгающиеся в искусство ХХ века, – техническое тело, поврежденное тело и тело красоты много говорят о современном опыте и испытаниях телесности. В искусстве ХХ века тело само становится художественным медиумом: оно меняет статус объектов искусства на статус действующего субъекта и опоры художественной деятельности. Возникает переход от реальности произведений к телу как среде искусства и художественных экспериментов. Начиная с 1990-х годов произведения искусства часто выбирают своим предметом тело. Скрытого больше нет.
Выставка «В(ы)зывающая плоть» представляет произведения трех известных волгоградских скульпторов. Это Пётр Чаплыгин, автор образов-портретов русских самодержцев (2013, К 400-летию династии Романовых), Роберт Харитонов (1975, Памятник Михаилу Паникахе в Краснооктябрьском районе Волгограда) и Сергей Щербаков (1997, скульптурная композиция «Скорбящая» на мемориальном военном кладбище у села Россошки Волгоградская область). Художники стремятся противопоставить тело как «природное» вопреки растущему техницизму человечества. Тело кажется последней опорой. Здесь метафоры, символы выразительны и определенны.
«Во многом выразительность скульптуры зависит от соответствия идеи и материала», - так сказал о роли материала в искусстве скульптуры С.Т.Коненков. Рождение скульптурного образа происходит в преодолении художником материала, скульптор как бы побеждает безжизненность камня, дерева, глины. Его цель – воплощение живого в мертвом, динамики жизни в неподвижном монолите. Скульптурные материалы, подобно живописным, существуют в самой природе. Среди них различают твердые, хорошо противостоящие разрушающему влиянию времени, (камень, металл, дерево), и мягкие пластичные (глина, воск, гипс, пластилин). Создавая скульптуру, автор мыслит ее в определенном материале. Цвет, фактура, особенности кристаллической структуры, вес и прочность играет немалую роль в раскрытии содержания скульптурного произведения и является важным художественно-образным средством.
Глина является наиболее древним из скульптурных материалов и лучшим из пластических материалов, созданных природой. Она податлива и мгновенно «откликается» на любое движение руки, мысли и чувства художника. «Если вы имеете вкус к работе и вам не безразличен материал, то вы будете выбирать глину так же, как выбирает живописец полотно», - таков был совет А.С.Голубкиной скульпторам. В глине, как и в живописи, есть и своя фактура, и своя «палитра» плотности и пластичности. Ей отдают свое предпочтение Чаплыгин и Харитонов.
Уникальными возможностями для исполнения декоративной и монументальной скульптуры обладают также листовые материалы, в частности – хромоникелевая (нержавеющая) сталь, алюминий. Произведения, выполненные в этом металле, отличаются от литой скульптуры обобщенностью форм, им свойственны более гладкие поверхности. Благодаря этому алюминий воспринимает все оттенки освещения и, по выражению В.И.Мухиной, металл «как бы врастает в пространство». Этот материал близок Щербакову.
Художественная керамика Петра Чаплыгина позволяет автору воспеть красоту, пластичность, выразительность женского тела с его пленительной плотью. Скульптурам Чаплыгина - «Лежащая обнаженная» (1990; Керамика, глазури цветные, соли, гальванопластика), «Сидящая обнаженная» (1990; Керамика, глазурь, соли, гальванопластика), «Купальщица» (1990; Керамика, глазури цветные, соли, гальванопластика)), «Фантазия» (1996; Шамот, гальванопластика), «Торс» (1995; Шамот, гальванопластика) - противопоставлены металлические образы Сергея Щербакова «Сидящая» (Алюминий, литьё), «Модель» (1997; Алюминий, литьё).
Женская плоть торжествующая vs плоти рваной, использованной, буквально орущей, экстатичной, от которой остался лишь кожаный мешок, напоминающий содранную кожу Микеланджело в «Страшном суде».
Успокаивающим камертоном на этом конфликтном фоне звучит конвенциональная харитоновская «Нимфа» (1995; Шамот, литье), само присутствие которой призывает к продолжению рода в его же «Целующихся облаках» ( 1977; Шамот, литье) с их «сплетеньем рук, сплетеньем ног, судьбы сплетеньем».
Чаплыгин Пётр Иванович (2 июля 1940,станица Маринская Ставропольский край — 10 сентября 2022, Волгоград) — советский и российский художник, график и скульптор. Народный художник Российской Федерации (2001).Член Союза художников РФ (с 1974).
С 1963-1968 учился в Московском государственном высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). Специальность: художественная керамика. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство, художественная керамика, живопись.
С 1985 года постоянный участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Из них персональные: Волгоград, Москва, Звёздный городок, Берлин, Словения, Финляндия.
Щербаков Сергей Александрович (род. 30 апреля 1959 года, Саратов) – российский скульптор, заслуженный художник России. Член Союза художников (1991).
В 1981 году с отличием окончил Саратовское художественное училище, в 1987 году –Ленинградское художественно-0промышленное училище им.В.И.Мухиной (мастерская проф. П.Ф.Куликова). Специальность: монументально-декоративное искусство с присвоением квалификации художник по архитектурно-декоративной пластике.
Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы хранятся в фондах Третьяковской галереи. Московского музея современного искусства, Имперском военном музее в Лондоне, в частных собраниях Великобритании, Германии, Франции, Голландии, США, Китая.
Харитонов Роберт Петрович (1940, Сталинград – 1997, Москва)
Скульптор. Член Союза художников СССР. Выпускник Саратовского художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Творческая специализация: скульптура. Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
«Муза сильная, но молчаливая и скрытная», - сказал как-то Дени Дидро об искусстве скульптуры. Наши произведения не молчат, не скрывают своей страстности. Они вопят, взывают, мучаются, страдают, и хотят блаженного равновесия.