В необычном проекте встретятся живописные и графические произведения XVIII в. из фондов ВМИИ и работы известного волгоградского скульптора, Народного художника России Петра Ивановича Чаплыгина, посвященные российским императорам. Петра Чаплыгина без преувеличения можно назвать «королем волгоградской керамики». Начиная с 1970-х гг. о нем пишут ведущие критики как о ярком и смелом мастере. Его отличает поистине ренессансный размах в выборе тем, средств, инструментария при создании скульптуры, монументальных керамических панно, живописи, графики. На какой бы из тем не останавливал свой выбор П.И.Чаплыгин - будь то христианские сюжеты или великие художники прошлого, война или женская красота - неизменно это высказывание в полный голос, со всей страстью и убежденностью.
Последнее десятилетие известный волгоградский скульптор посвятил осмыслению российской истории. Персоны российских императоров он рассматривает как некие узловые моменты, поворотные точки в канве нашей истории. В экспозицию войдут 9 скульптурных бюстов и 10 рельефов, посвященных 9 российским императорам - от Петра I до Николая II. Это лишь часть обширной серии, в которой с невероятной свободой и артистизмом мастер синтезирует художественные материалы, стилистические приемы, приближаясь к темам избранности, судьбы и своеволия, противоборства человеческого и государственного в одной судьбе.
Керамика соединяется с гальванопластикой, драгоценными глазурями, смальтой, металлом; монументальная значительность формы дополняется декоративной роскошью фактур. Каждый из персонажей при всей узнаваемости, сохраняет загадочность, как, видимо, и подобает, царственным особам. Сюжеты рельефов на постаментах отсылают зрителя к эре правления императора, ассоциативно - емко характеризуют его пристрастия.
Не менее знаковый характер носили изображения властителей и при их жизни. Тогда портреты были призваны не столько раскрывать личность и судьбу государя, но, в первую очередь, транслировать идею власти, воплощать идеалы своего времени. В состав экспозиции вошли 3 гравюры и 3 живописных полотна из фондов музея, выполненные в XVIII в. С портрета Екатерины II, созданного Алексеем Антроповым в 1766 г., фактически, начинается коллекция русской живописи Волгоградского музея. Коронационный портрет был передан в 1960 г. из Государственного исторического музея. Этот портрет является повторением, написанным А.Ф.Антроповым- одним из самых значимых русских портретистов второй половины XVIII в.- с его же работы, созданной в 1762 г. в Москве для коронационных торжеств, и находящейся сегодня в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Наш портрет, несомненно, предназначался для какого-либо присутственного места, так как в каждом официальном учреждении должно было находиться императорское изображение.
Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 г. Она пришла к власти в результате переворота, свергнув своего мужа Петра III и не имея прав на престол. Ее пребывание на троне длилось 34 года и закрепило Российское государство в ряду ведущих европейских держав. Екатерина стала одной из наиболее значимый фигур в Российской истории и получила титул Великой. Ей принадлежит тезис «нужно просвещать нацию, которой должно управлять», многие идеи Просвещения были проведены ею в жизнь. Имя Екатерины дорого каждому музейщику, с ним связано создание Эрмитажа и публичной библиотеки, основание Российской академии и быстрое развитие Академии наук, развитие женского образования и появление воспитательных домов для беспризорных детей, организация помощи вдовам и систематическая борьба с эпидемиями. Она говорила о своей «ненасытности в отношении искусства». Современники свидетельствуют о противоречивости и несомненной привлекательности ее незаурядной личности. Проект «Властители» отдает дань уважения «Северной Семирамиде». Как правящие особы распорядились своими возможностями? Как меняется образ властителя с течением времени? Такие вопросы задает выставка, которая будет работать с 19 апреля по 27 мая в основном здании музея (пр. Ленина,21).
Открытие выставки 19 апреля в 17:00.