«Василий Поленов на Святой земле» - совместный выставочный проект Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова и Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова. Экспозиция знакомит с произведениями великого русского художника и архивными фотоснимками из собрания музея-заповедника. Основу выставки составили живописные этюды Василия Поленова, создание которых неразрывно связано с работой над крупным философско-религиозным трудом художника – евангельским циклом. Дополняют экспозицию фотографии 1860-1880-х годов студии «F.Bonfils», работавшей на Ближнем Востоке во второй половине XIX века.
Творчество Василия Поленова – невероятный сплав, в котором органично соединились традиция и новация, русское и европейское, академизм и пленэризм, романтическая эстетика и страстные колористические поиски художника-реалиста, историзм и искренняя вера в преобразующую силу искусства. Такое сложное сплетение сформировало уникальный авторский почерк художника и определило спектр его интересов, где есть место и камерному национальному пейзажу, и эффектным историческим полотнам, и сериям самостоятельных светоносных этюдов и циклу картин на евангельские сюжеты. Как подмечает искусствовед Элеонора Пастон, во всем многообразии творчества Поленова кроется непрекращающийся поиск синтеза искусств. Не меньше изобразительного искусства мастера интересовали музыка, архитектура, театр, общественная и педагогическая деятельность. Стоит сказать о заграничных поездках художника, обогативших его профессиональный арсенал, расширивших творческий кругозор и предоставивших уникальный натурный живописный материал для будущих произведений. Без путешествий на Ближний Восток была бы невозможна серия «Из жизни Христа», которую художник считал главным трудом своей жизни.
Проект «Василий Поленов на Святой земле» предлагает проследовать дорогой знаменитого художника и его попутчиков в составе двух экспедиций на Святую землю, получить представление о многолетнем труде Василия Поленова, процессе создания цикла картин на евангельские сюжеты. Вместе с именитыми современниками, художниками-передвижниками Иваном Крамским, Ильей Репиным, Николаем Ге, Василием Верещагиным, Поленов воспринимал Христа как историческую личность, хотел приблизиться в своей трактовке к подлинному «живому образу, каким он был в действительности». Сфокусировав внимание на человеческой природе Христа, представляя его как обычного человека в конкретных исторических условиях, художники-реалисты смогли сделать важное открытие. Им удалось создать новый живописно-пластический язык, позволивший описывать евангельский сюжет исторически и психологически точно, выражать через него гуманистическую позицию автора, мысленно ставить себя на место героев произведения. Конечно, это привнесло в работы субъективную окраску - «эмоциональный произвол», как выразился уже в ХХ веке историк культуры и библеист Сергей Аверинцев. Но также это позволило объяснить, почему художники-реалисты часто обращались к страстным моментам жизни Христа и почему в картинах на евангельскую тему так явственен автобиографический подтекст, что свойственно и произведениям Поленова. Практически как ученый-этнограф он прошел дорогой Спасителя, исследовал ближневосточный природный ландшафт, руины древних городов, обычаи местных жителей, их нравы и национальные костюмы. Согласно искреннему убеждению художника, на землях Палестины мало что изменилось с I века нашей эры. Результатом первой поездки 1881-1882 годов стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более чем ста этюдов, среди них «Египтянка» (1881), «Голова нубийца» (1881), «Храм Соломона в Иерусалиме» (1881-1882).
В 1899 году Поленов совершил вторую поездку на Восток. Ее главной целью стал сбор материала для развернутого повествования о земной жизни Христа в неканоническом прочтении, но с твердой опорой на Евангелие. Художник привез из путешествия в основном пейзажные этюды, которые в 1903 году своей «свежестью» и «силой в красках» произвели на зрителей 31-ой Передвижной выставки серьезное впечатление. Подготовительные работы вновь экспонировались наравне с законченными произведениями, и роль этюдов в евангельском цикле картин становилась все более заметной. Художник порой будто сознательно стирал границу между этюдом и картиной. Он усилил чистоту и яркость палитры, этюды получились светлее и «воздушнее» работ цикла 1881-1882 года. Очень нежна цветовая гамма розовых, белых, зеленых, синих и голубых тонов в работе «Близ Каира» (1899). Мягкий солнечный свет особым образом организует пространство пейзажа, сероватые приглушенные оттенки создают ощущение приближающейся вечерней прохлады, ритмически выстроенные парные фигурки путников задают движение вглубь песчаного пейзажа и обратно.
Как никто другой из русских художников Василий Поленов понимал химию масляных красок. Он знал любые нюансы, происходящие от эффекта их смешения, соседства, наложения одного слоя краски на другой, их взаимодействия. Поэтому его картины и этюды, написанные сто лет назад, и сегодня выглядят так, словно закончены вчера. Убедиться в этом поможет знакомство с выставкой «Василий Поленов на Святой земле».
Принимать произведения из музея-усадьбы «Поленово» - большая честь для Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова. Собрание музея-заповедника «Поленово» уникально. Музейный комплекс с многолетней историей хранит ценные предметы искусства, уникальную мебель, предметы старины, коллекции декоративно-прикладного искусства, личные вещи Василия Поленова и членов его семьи, мемориальную библиотеку. Создатели выставки надеются, что успешная реализация первого совместного выставочного проекта положит начало дальнейшему долгосрочному плодотворному сотрудничеству музея-заповедника В.Д.Поленова и музея Машкова.
«Евангельский круг» Василия Поленова
Еще в годы учебы в Петербургской Академиии художеств Василия Дмитриевича Поленова привлекала история земной жизни Христа, возникло желание написать серию картин на эту тему.
В 1881 г. В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в свое первое путешествие по Востоку. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет. Наняв барку, поднимаются по Нилу до первого порога, то есть до границы Древнего Египта, останавливаясь в примечательных местах. На обратном пути путешественники на некоторое время задержались в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, фотографирует. Первое путешествие на Восток было предпринято им с целью сбора материала для картины «Христос и грешница», чтобы как можно точнее передать дух этих мест. И поэтому у живописца огромное количество этюдов, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими ему яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды были показаны на выставке, они произвели на посетителей самое свежее и сильное впечатление и практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции. Почти 20 лет работы — и в 1887 г. он заканчивает картину «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница»). Она представляется на очередной выставке и вызывает много споров. Огромная картина (6 х 3 м), созданная по притче из Нового Завета, получила самые разнообразные оценки. Сам же Поленов писал, что хотел «создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», и не очень обращал внимания на хулу и похвалу. Проходит больше десяти лет, и художник совершает еще одно путешествие на Восток. С учениками Александром Киселёвым и Егише Татевосяном, а также увлекавшимся фотографией студентом-физиком Леонидом Кандауровым, он снова в Палестине, и снова этюды — людей, мест, архитектуры. Теперь это наброски для другого замысла. В.Д. Поленов начал работу над целой серией картин «Из жизни Христа», в которой хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, рассказывая о земном пути Христа. Он работает над циклом картин половину своей жизни, в 1909 г. 64 картины были показаны на выставках в Москве, Петербурге, Твери. В 1910 г. состоялась выставка в Праге. Картины произвели сильное впечатление на публику, а Поленов в день открытия выставки писал: «Я в самом бодром и радостном настроении. Я никогда не думал, что доживу до такой минуты». Он сам считал этот цикл главным делом своей жизни. Названия картин соответствуют первой строке евангельского повествования от рождения Христа до распятия: «Мечты», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Утром вставши рано», «Исполнялся премудрости»...и т.д. Самой большой картиной была «Среди учителей», в которой маленький Иисус изображен среди умудренных жизнью старцев внутри храма. «Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин «Из жизни Христа» шла его работа над рукописью «Иисус из Галилеи» — сводом четырех канонических Евангелий, а также над литературно-научным трудом — пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения — «Всенощная» и «Литургия». Весь этот грандиозный труд должен был решить «непосильную» задачу, поставленную перед собой художником — представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности» и показать «величие этого человека».Работы разрозненны, находятся в музеях и частных коллекциях. Только страницы старого альбома (1910 г.) дают нам единственную возможность представить работы, как единое целое.