Константин Егорович Маковский (1839-1915) – знаменитый русский исторический живописец, мастер жанровой живописи. Но известен и любим своими современниками он был, прежде всего, как блестящий портретист. В фондах ВМИИ находятся четыре живописных произведения К.Маковского, все они будут представлены зрителю в рамках данной экспозиции. Они были переданы в фонды музея в 1960-е годы из Павловского дворца-музея, Государственной Третьяковской галереи и Государственного русского музея. Картина «Портрет неизвестной в черном платье» (1885г.) стала первым экспонатом, переданным из Третьяковской галереи для формирования коллекции русского искусства 18-19 веков. В этот же период также на безвозмездной основе поступили портреты «Ц.А.Кюи», «Портрет молодой женщины в красном платье (1880-е) и этюд «Дети на жнивье» (1872г.).
Константин Егорович Маковский, родился 20 июня 1839 года. В автобиографии, написанной в честь 50-летия своей творческой деятельности, художник признавался: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не Академии, не профессорам, а исключительно моему отцу". В самом деле, он происходил из удивительной семьи, одной из самых значительных русских художественных династий. Родоначальником ее был Егор Иванович Маковский – бухгалтер по профессии, коллекционер и страстный любитель искусства. Он стал одним из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, на основе которого было сформировано Училище живописи и ваяния, а после 1865 года- Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мать обладала прекрасным голосом и выступала как певица. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин, Николай Гоголь и Михаил Глинка. Трое сыновей Егора и Любови Маковских – Константин, Владимир, Николай, а также дочь Александра стали художниками, вторая дочь Мария – певицей. Константин начал рисовать с четырех лет, в двенадцатилетнем возрасте он поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества, которое успешно окончил. Его наставниками были знаменитые живописцы С.К.Зарянко, В.А.Тропинин. В 1858 году он отправляется в столицу Российской империи, где поступает в Академию художеств, для совершенствования в рисунке и композиции, в которых последствии преуспел. Разделяя передовые взгляды молодых товарищей по искусству, он стал членом демократической Артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским, и одним из первых вошел в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1869 году за картину «Народное гуляние во время Масленицы на адмиралтейской площади в Петербурге» был удостоен звания профессора Академии художеств. В творчестве 1860-1870-х годов у художника прослеживается интерес к жанровым композициям, в том числе к теме народного быта. Созданные им образы крестьянских детей отличаются поэтичностью. Большие и малые картины Маковского на эту тему наполнены светом, солнцем. Этюд «Дети на жнивье» может рассматриваться, как продолжение темы картины «Жница» (Государственный русский музей) и полотна «Крестьянский обед в поле» 1971 года (Таганрогская картинная галерея).
Портретное творчество Константина Егоровича разнопланово. Он писал парадные портреты императора Александра II и других членов императорской семьи, представителей высших слоев общества. Художник, искусствовед И.Э.Грабарь называл его любимым портретистом русской аристократии.
В женских портретах Маковский погружал своих героинь в блеск роскоши, сияние парчи и атласа, играл светом, тщательно выписывая жемчуга на одеянии. («Портрет неизвестной в черном платье» 1885 г.) Он часто выбирает темный колорит, чтобы подчеркнуть тяжелые дорогие ткани, в которые одета прекрасная дама («Портрет молодой женщины в красном платье» 1880-е). Впоследствии, о своем творчестве художник сказал так: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне», «…успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей...»
Кисти К.Е.Маковского принадлежит серия портретов знаменитых творческих людей второй половины 19 века, в том числе композитора А.С.Даргомыжского, Ц.А.Кюи, писателя Д.В.Григоровича и других.
Портретный этюд Цезаря Кюи, отличается динамизмом передачи натуры. Подчеркнув живость движений, художник изобразил этого известного композитора в непосредственном общении с собеседником. Герой портрета русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» профессор фортификации, инженер, дослужился до звания генерала. Автор опер на произведения А.С.Пушкина: «Кавказский пленник», «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка».
Все живописные произведения написанные Маковским в течение творческой жизни невольно подтверждают его слова: «Нехвастливо смею надеяться, что останусь в истории России самым красивым художником».