Выставка в выставке. Жажда красоты. Декоративно-прикладное искусство Ирана и соседних стран из коллекции ВМИИ | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
28.12.2021 - 10.04.2022
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Выставка в выставке. Жажда красоты. Декоративно-прикладное искусство Ирана и соседних стран из коллекции ВМИИ

Выставка дает возможность прикоснуться к искусству Востока. Его важнейшим качеством является стремление выразить совершенство мироздания, печать божественного присутствия даже в бытовом предмете, что поднимает декоративно-прикладное искусство на недосягаемую высоту.

Проект знакомит с примерами традиционных ремесел стран Востока, и в то же время свидетельствует о горячем интересе, который испытывали западноевропейские и русские художники к этой теме в XIX в. С работами гончаров и ткачей соседствуют итальянские, немецкие, русские рисунки и гравюры, запечатлевшие поиски сильных переживаний, экзотики, необычной красоты.

В небольшую экспозицию вошло 20 произведений, созданных мастерами Ирана, Туркменистана, Индии в XIX в.: ковры, керамические глазурованные чаши, кувшины, бронзовые гравированные подносы, футляры для письменных принадлежностей, украшенные росписью, лаковая миниатюра и др. Впервые волгоградской зритель увидит восточные ковры, представляющие одно из самых первых ремесел, появившихся в Иране (Персии).

Искусство Ирана XIX века относят к Каджа́рскому периоду, это время правления предпоследней - Каджарской -династии. Сейчас этот этап, отмеченный развитием активных связей с Европой, появлением неожиданных европеизированных приемов, вызывает живой интерес. В то же время каждый из представленных предметов несет генетическую память о великом и сложном культурном опыте Ирана. Это искусство опирается на историю одной из первых цивилизаций, зародившихся в Междуречье в III тысячелетии до нашей эры. Со временем оно стало сложным синтезом доисламских и исламских образов и норм. 

Долгое время иранская культура была господствующей на Ближнем Востоке и Средней Азии, а персидский язык был наречием духовной элиты этих регионов. Она оказывала значительное влияние на Китай, Индию и Римскую империю, доходя до Западной Европы и Африки. Огромное воздействие на искусство Ирана оказало арабское завоевание VII в. н.э. и распространение ислама.

В иранских произведениях соединяются живая поэтическая образность, берущая начало в доисламской традиции и свойственные мусульманскому искусству орнаментальность и стилизация, а также отголоски многих этнических традиций. Их образы многозначны. Так, в экспозиции представлен футляр для зеркала, выполненный в технике резьбы по лаку, родиной которой является Китай. Его украшает один из излюбленных мотивов восточного искусства: соловей и роза. Соловей, влюбленный в розу, преодолевающий душевные раны - это символ любви к прекрасной девушке, но в то же время, это и символ души, устремленной к Богу. Орнаментальный медальон, располагающийся в центре ковра может пониматься и как водоем в центре сада (райского сада), и как Всевидящее Око, символ божественного присутствия.

Как известно, искусство ислама, ушедшее от изображения человека, допускало его в прикладном искусстве и миниатюре. Образы людей, зверей и птиц, которые вплетены в декор металлических чаш, украшенных чеканкой и гравировкой, динамичны и выразительны. Их объединяют узоры, которые получили название «арабески» - стилизованные побеги, символизирующие бесконечное разнообразие мира.

Изображение здесь слито с текстом, огромную роль играет каллиграфия, воплощающая Слово. Имя Творца, религиозные изречения, афоризмы, благопожелания, нанесенные на чашу или поднос, подобные представленным на выставке, делают их оберегом.

В восточном искусстве XIX в. нашло отражение увлечение европейской модой. Один из пеналов в экспозиции украшен росписью, запечатлевшей жизнь на женской половине дома. Обитательницы гарема одеты в короткие пышные юбки, похожие на балетные пачки- шалитех. Их ввел в моду поборник модернизации Насер эд-Дин Шах, который в 1873 г. первым из иранских правителей побывал в Европе, посетил по приглашению Александра II Петербург. Он был так восхищен грацией балерин, что по возвращении в Тегеран стал активно внедрять в быт европейские наряды.

Большая часть произведений восточной коллекции была передана ВМИИ при его формировании Музеем Восточных культур (сегодня Музей Востока) и Музеем Этнографии народов СССР. Замечательно, что среди этих поступлений оказались и предметы из самых первых коллекций Музея Восточных культур, связанные с именами знаменитых коллекционеров, знатоков Востока П.И.Щукина, П.Д.Этингера, Д.М.Иофана. Безусловно, это повышает историческую ценность, значимость нашего восточного собрания. Установить эти интересные факты помогли научные сотрудники Музея Востока. Каждое из произведений выставки позволяет нам вчитываться в их загадки и наслаждаться красотой искусства Востока.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО