Волгоградский музей изобразительных искусств представляет выставку «Художники земли Владимирской» в пространстве постоянной экспозиции «XX век. Открытые фонды». В коллекции музея хранятся произведения двух самых ярких мастеров Владимирской школы живописи – Владимира Яковлевича Юкина и Кима Николаевича Бритова.
2025 год — особенный для изобразительного искусства Владимирской земли. Это юбилейный год для мэтров владимирской живописной школы: 8 января исполнилось 100 лет со дня рождения Кима Николаевича Бритова (1925–2010), а 6 июня – 105 лет со дня рождения Юкина Владимира Яковлевича (1920–2000). Это художники, имена которых навсегда вписаны в историю не только Владимирского, но и русского искусства в целом. Этот год также юбилейный для Владимирского Союза художников России, ему исполняется 80 лет.
Небольшая выставка (всего 6 картин) откроет перед зрителем яркую самобытность этой школы живописи. Цветовая насыщенность, темпераментность мазка, яркость колорита, повышенная эмоциональность определили своеобразие художников-владимирцев. Тематика произведений преимущественно связана с древнерусскими городами и родной природой. Они раскрывают перед зрителями широкие просторы России, лиричные закоулки деревень, красоту сохранившихся с давних лет архитектурных памятников. Все их произведения имеют яркую национальную окраску.
Основателями Владимирской школы живописи считаются Владимир Яковлевич Юкин и Ким Николаевич Бритов. Молодые художники познакомились в конце 50-х годов и активно работали на пленэре, экспонировали свои произведения на областных и республиканских выставках. Позднее к ним присоединился Валерий Григорьевич Кокурин. Первое заметное выступление этих художников состоялось в 1960 году на I Республиканской выставке «Советская Россия». Они принадлежали к легендарному, порожденному Оттепелью поколению художников-шестидесятников, но стояли в стороне от романтической героизации трудовых будней «сурового стиля». Через четыре года, в 1964-м, на «Выставке работ художников Владимира, Мстёры, Гусь-Хрустального» в Москве они втроем представили владимирскую живопись. Эта экспозиция, в которую вошло более 80 произведений, широко и обстоятельно познакомила зрителя с их творчеством, позволила говорить об их художественном своеобразии.
Художники не гнались за необычными впечатлениями, брали для своих произведений самые простые темы и сюжеты. Поэзия русской природы и деревенской действительности, хлопотливые будни районных городков, величие памятников древнерусского зодчества – вот что их вдохновляло.
Несмотря на общность эстетической программы и творческой позиции, у каждого из владимирских мастеров была своя особая художественная интонация.
Работы Владимира Юкина наиболее ярко демонстрировали одну из характерных особенностей живописи владимирских художников, которые часто экспериментировали с рецептами грунта и примесями в масляные краски, добиваясь ярко выраженной фактуры, почти рельефности красочного слоя, что сообщало живописи дополнительный декоративный эффект.
Для Бритова характерно эпическое мировосприятие и тяготение к рациональной, четкой конструктивности. Пропорции и цветовые ритмы его картин строго выверены, рисунок четок. Художник сознательно обостряет живописную форму, сводя ее к немногим чистым локальным цветам, выражающим, прежде всего общий эмоциональный настрой образа.
Их художественное мироощущение, их стремление звонко и эмоционально рассказать о красоте России во многом определено красочной ясностью их родного края. Понятия «красота» и «родина» для них неразрывно связаны, слиты. Художники сумели по-новому увидеть красоту родного края и запечатлев ее на своих полотнах, расширили и обогатили наши представления о жизни, о мире, об искусстве.
