Выставка в выставке. Возрождение Сталинграда. Графика из коллекции ВМИИ | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
29.01.2025 - 21.04.2025
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке. Возрождение Сталинграда. Графика из коллекции ВМИИ

Камерная экспозиция из 9 рисунков и гравюр 1940—1970-х годов приурочена ко дню окончания Сталинградской битвы. Эти произведения роднит особое благоговейное отношение к натуре и заложенное в них чувство духовного подъёма. Стремительные, безошибочно точные рисунки, созданные известным советским графиком Евгением Кибриком в сентябре 1943 года, стали одними из первых художественных свидетельств, запечатлевших не только облик разрушенного города, но и зарождение жизни на пепелище (Е. Кибрик «Город оживает. Сентябрь 1943 г.»). Маленькие фигурки людей, занятых расчисткой руин и строительством, снуют среди разрушенных зданий; рядом оживают израненные деревья.

Большинство представленных на выставке авторов — Алексей Быков, Петр Гречкин, Константин Финогенов, Алексей Николаев — наши земляки, начавшие работать в Сталинграде еще до войны. Линогравюра Алексея Николаева, созданная уже в 1972 г., воспроизводит победный салют 9 мая 1945 г. на центральной площади Сталинграда, который автор видел своими глазами и запомнил на всю жизнь. А. М. Николаев — один из немногих художников, продолжавших работать в воюющем городе. Сразу по окончании битвы в городе стала возрождаться культурная жизнь. Художники-сталинградцы, многие из которых стали фронтовиками, возвращались в родные места. В своих воспоминаниях они говорят о Сталинграде, как о живом и страдающем любимом существе. Их произведения отличает горячая эмоциональность, чувство сопричастности судьбе города. Как и все сталинградцы, художники участвовали в черкасовском движении, разбирали завалы, работали на стройках. Рисовать приходилось среди руин, приспосабливаясь к нехватке продовольствия и художественных материалов, в наспех вырытых землянках и восстанавливаемых зданиях. Художники устраивали экспозиции в любых общественных пространствах: в городском саду, новом кинотеатре, клубе, библиотеке.

Сталинградские рисунки запечатлели, как среди развалин и окопов встают новые дома, горожане налаживают быт (А. Быков «Сталинград. ул. Ленина, дом №1», 1944 г.). Живописец Константин Финогенов, к тому моменту уже завоевавший всесоюзную известность, регулярно приезжал из Москвы в родной город, чтобы запечатлеть его стремительное возрождение (К. Финогенов «“Красный Октябрь” поднимается из руин», 1944 г.).

Сегодня многие из этих рисунков обрели историческую ценность, зафиксировав реалии, не дошедшие до наших дней (П. Гречкин «У братской могилы»). Художники скрупулезно подмечают дорогие приметы мирной жизни, устроенности: появление рядом с окопами общественного транспорта, первых памятников, высоких домов (А. Быков «Площадь чекистов», 1950 г.). Петр Гречкин объединил свои рисунки в серию «Возрождение Сталинграда». Его работы выполнены в технике быстрого карандашного рисунка (П. Гречкин «На ул. Краснознаменской. Восстанавливают трамвайную линию», 1947 г.). С любовью и гордостью мастер запечатлевает нарядно одетых жителей, первые фонари и трамвайные пути, клумбы и скамейки, каждая из которых становится знаком возвращения жизни к её нормальному течению. Мы не встречаем в работах этого периода эффектных художественных приемов. Истовые усилия авторов были направлены на максимально объёмное и правдивое отражение действительности, ощущения меняющегося на глазах города, который и был главным коллективно созидаемым произведением. Рисунки часто становились основой для печатных гравюр. Серия линогравюр Георгия Печенникова 1960-х гг. посвящена людям, строящим и украшающим Сталинград («Каменщицы»). Лица и жесты его героев освещены увлеченностью и воодушевлением.

Сталинградские рисунки и гравюры лишены пафоса, безыскусны в своей документальности, невелики по размерам. Однако они подкупают искренностью, свободой выражения, верой в жизнь, осознанием нравственной правоты. Они являются ценным свидетельством эпохи, запечатлев время, окрашенное деятельным энтузиазмом, переживанием благодарности и уважения к городу, личной заинтересованности в его развитии, что сегодня приобретает особую ценность.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО