Выставка «Виктор Иванов. Мосты сквозь время» знакомит с живописью и графикой признанного мастера, живого классика, отметившего в августе 2024 года свой 100-летний юбилей. Его путь в отечественном искусстве начался в период хрущевской оттепели и продолжается в настоящее время, сохраняя связи XXI века с предшествующим столетием. Камерная экспозиция как часть «Пространства XX века» в музее Машкова представляет восемь произведений, созданных художником в разные десятилетия, начиная с 1960-х гг.
Виктор Иванович Иванов – один из основоположников и идеологов легендарного «сурового стиля», провозгласившего честность, прямолинейность, бесстрашие и гражданственность главными ценностными ориентирами обновленного изобразительного искусства послесталинского периода. Сквозной темой для Иванова долгие годы остается человек как неотъемлемая часть гармонично устроенного мироздания. Его герои - обладатели устойчивого типа человеческой красоты, благородные и строгие, вырастающие прямо из земли «люди-великаны», персонажи, приближенные по своей трактовке к архетипам.
Основными произведениями экспозиции стали живописные этюды к программным произведениям художника – картинам «Полдник» (1963-1965), «Человек родился» (1969), «Крещение» (1991). Впервые за долгое время зритель увидит работы «Мужской портрет» (1965), «Человек с лопатой» (1961), «Антонина Федоровна Курчакова с внуком» (1990), рисунки из кубинской серии «Начальник революционной полиции Кубы Альмехейда» (1961) и «Солдат» (1961).
Творчество Виктора Иванова вместило разнообразные художественные открытия XX века: от достижений первых русских модернистов (в Суриковском институте учителем художника был «бубнововалетец» Александр Осмеркин) и откровений мексиканских муралистов до переосмысления истоков русской культуры мастерами позднесоветского искусства и поиска поколением шестидесятников откликающегося современнику живописного языка. Настоящей большой темой Иванова стала жизнь «человека земли» и традиционной крестьянской общины. «Правду жизни», искомую мастерами «сурового стиля», он обнаружил на родине матери - в селе Исады Рязанской области. Изображая аскетичный быт крестьян, сцены «исчезающей культуры общинного проживания и труда», Иванов сумел выразить в живописи идею мощного объединяющего начала, духа коллективной самоотверженности, присущих русскому национальному самосознанию.
Как верно сформулировал искусствовед Владимир Сысоев, картины Иванова содержат в себе «внутреннее напряжение экспрессивной пластики», за темным сгущенным колоритом, емкими обобщенно-символическими формами, уравновешенной композицией, строгими ритмами кроется духовный поиск и философские размышления выдающегося русского художника-реалиста.