Александр Дейнека (1899-1969) – одна из центральных фигур художественной жизни СССР 1920-1930-х годов, определивших стиль своего времени. Художник живо интересовался своей современностью и искал созвучный ей изобразительный язык. В 1925 году Дейнека с группой единомышленников учредили Общество станковистов (ОСТ), членов которого объединяло в том числе и увлечение индустрией, техникой, спортом, авиацией и другими актуальными темами.
Искусствовед Абрам Эфрос называл Дейнеку «самым современным из советских художников», французский художник-модернист Анри Матисс – «наиболее одаренным из всех и наиболее ушедшим вперед в своем художественном развитии». Именно творчеством Дейнеки было представлено молодое советское искусство на выставках в США 1934-1935 гг.
Уроженец Курска, в 1921 году Дейнека поступил на полиграфический факультет московского ВХУТЕМАСа к выдающемуся графику, ксилографу (граверу по дереву) Владимиру Андреевичу Фаворскому. Ксилографией Дейнека занимался только в стенах вуза («резал гравюры под Фаворского», по выражению самого художника), однако внимательным отношением к поверхности листа, тщательной работе с организацией пространства он обязан, несомненно, урокам наставника.
Графическое начало определило и путь ранней живописи мастера, его своеобразный художественный язык в пределах холста: белый фон, монтажный принцип построения, ограниченная цветовая палитра, тенденция к силуэтности, плоскостности. Это отмечали и критики, посещавшие выставки с участием Дейнеки: «Он пользуется оригинальным синтезом приёмов яркой живописи и строгой графики…», «Пустой белый фон и отсутствие каких бы то ни было цветов, кроме чёрных, серых и коричневых, делают его полотна словно гигантскими гравюрами…», «Своеобразие живописных работ А. Дейнеки заключается в том, что свои графические приёмы он почти полностью переносит в картину… Эффект получается очень сильный».
С 1923 года Александр Дейнека начал работать художником-иллюстратором. В его послужном списке сотрудничество с такими изданиями как «Безбожник у станка», «Прожектор», «Красная нива», «Красная панорама», «Смена», «30 дней» «Искорка», «Пионер», «Роман-газета для ребят», «Чудак». Работа в журнальной графике стала для Дейнеки серьезной школой, а также заложила основы того сюжетно-тематического ряда, которым художник пользовался всю жизнь.
В 1924 году по направлению «Безбожника у станка» художник отправился в творческую командировку в Донбасс. Результатом этой поездки стал ряд живописных полотен: «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926) и др., а также графическая серия «В Донбассе». К ним примыкает и одноименный лист из ВМИИ 1925 года.
Художник уводит взгляд зрителя в глубь листа вслед за двумя женскими фигурами, энергично шагающими по ажурным стальным фермам. Он умело работает пятном и линией, играя на контрастах силуэтов женщин, паровоза в духе детского рисунка и сложных металлических конструкций, железной дороги, выполненных с почти чертёжной графичностью, явно не без применения линейки. Лаконичность и динамизм помещают лист «В Донбассе» в один ряд с лучшими ранними работами мастера.
Газеты и журналы рубежа 1920-1930-х гг. – поле ожесточённой политической и общественной борьбы, агитации, сатиры. Молодой и энергичный Дейнека гордился своим активным участием в работе пропагандистских изданий. В 1929 году он создавал иллюстрации для журнала «Даёшь», заявлявшего своей целью «ознакомление широких слоев молодежи с современной художественной литературой, освещение вопросов труда, быта и коммунистического воспитания молодежи, борьбу против враждебных идеологических течений, ознакомление читателей с новейшими достижениями науки и техники» и др. Для второго номера этого журнала был создан и рисунок из ВМИИ.
Большую часть плоскости листа занимает практически контурное изображение паровоза. Ритмике разбегающихся у нижнего края железнодорожных путей вторят протянувшиеся сверху линии электропередач. Дейнека нарочно допускает определенную степень условности для большей цельности восприятия. При всем любовании техникой графический лист не лишен лиризма: за левый край листа уходит, сгорбившись, замерзшая мужская фигура с винтовкой. Изображение является по сути «негативом» традиционных белофонных произведений Дейнеки – рисунок белилами на черном фоне станет одним из излюбленных его приемов. Помимо художественной выразительности, выбор изобразительных средств объяснялся и скромными возможностями тогдашней печати.
Кроме журнальной, Дейнека работал и в книжной графике, преимущественно детской. «В облаках» (ГИЗ, 1930) – детская книжка-картинка без текста – посвящена одному из любимых сюжетов мастера: освоению человеком высоты, полету. В небе торжественно летят самолеты, разнонаправленными диагоналями спускаются парашютисты, салютуя ярко-красными флажками, под крылом гидроплана слаженно работают веслами гребцы. Эти темы активно использовались для раскрытия образа нового советского человека.
Работник ручного труда романтизирован и героизирован в поэме Б. Уральского «Электромонтер», опубликованной Госиздатом с рисунками Александра Дейнеки в 1930 году. На иллюстрациях монтёр шагает по городу с рабочей сумкой наперевес, бесстрашно балансирует среди стальных ферм, паутины проводов и белых фарфоровых изоляторов, проводя электричество в самые отдаленные уголки необъятной Страны Советов. Здесь Дейнека работает плоской заливкой цветом и контуром, довольно обобщенно, отчасти подражая детскому рисунку.
Графика Александра Дейнеки, зачастую заслоняемая его живописным наследием, занимает важное место не только в творчестве художника, но и в отечественном искусстве XX века. В графических листах Дейнеки нашли отражение не только характерный сюжетно-тематический ряд, пафос социалистического строительства, стремление к светлому будущему, но и ёмкий и лаконичный художественный язык, синонимичный духу эпохи.