Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова представляет часть своей коллекции декоративно-прикладного искусства – выставку под названием «Из истории советского фарфора». Здесь представлены произведения выдающихся советских художников, созданные в период 1920-х – 1970-х годов.
Ленинградский фарфоровый завод («ЛФЗ»), основанный в 1744 императрицей Елизаветой I, после революции органично сплавил авангардистские идеи с мирискусническим декоративизмом и реалистическим отображением мира. Произведения художников-фарфористов (скульпторов, мастеров росписи по фарфору), созданные в этот период, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, контрастности образов в росписи и сочностью красок. Здесь начинается история «агитационного фарфора», выразительным образчиком которого является в частности, наш чайный сервиз «НКТП» (1937), который посвящен Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР. В состав НКПТ в период 1937-1939 гг. входили 23 управления. Символы, изображенные на предметах сервиза, скорее всего, обозначают: грабли - «Главсельмаш», шестерёнки - «Главметиз», молот - «Главстанкоинструмент».
В 1930-е гг. с началом культурного строительства в СССР на ЛФЗ открывается первая в стране художественная лаборатория. Произведения выдающихся мастеров, чьи работы во многом определяют лицо ленинградской фарфоровой пластики, до сих пор украшают интерьеры наших жилищ. Это «Юный Пушкин за столом» (1949) С.Велиховой, Е.Лупановой; «Девочка на катке» и «Мальчик с собакой» (1950-60-е) из серии «Счастливое детство» Г.Столбовой. Знакомые с детства статуэтки обращают нас к сюжетам из истории страны, событиям гражданской войны, предвоенной оборонной тематики.
Разнообразная анималистическая скульптура ЛФЗ всегда пользовалась спросом у любителей и коллекционеров. Здесь радостно и ярко проявляют себя П.Веселов («Чайка», 1970-е). Ему, в соавторстве с В.Жбановым, принадлежит работа над «фарфоровым зоопарком», насчитывающим почти 100 животных и птиц. Сцены И.Ризнича, изображающие зверей (Чернильница «Два медведя», 1950-60-е), поражают точностью поз животных, наблюдательностью и остротой передачи характера, выявляют фактурные качества материала.
Иван Ефимов всю жизнь рисовал и лепил зверей, ковал их из меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. Он является изобретателем техники сквозного объемного рельефа, представленного в скульптуре «Конь златогривый» (1960). Писатель Борис Шергин, произведения которого Ефимов очень ценил, называл творчество скульптора – «радостная мудрость дитяти». Художник универсального дарования Эдуард Креммер в 1959 году создал на ЛФЗ изумительный по своей элегантной красоте сервиз «Красная ветка» с небанальными пространственными, ритмическими и декоративными свойствами.
На северо-восточных землях Московской области располагаются старинные российские предприятия по выпуску изделий из фарфора, фаянса, опака. Дмитровский фарфоровый завод, что в поселке Вербилки, со времен своего основателя Ф.Гарднера (1766), прославился высоким качеством фарфорового черепка, Орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой («Два кучера», 1920-е). Галерея фарфоровых изделий Дмитровского ФЗ отмечена именами художников: К.Поповой – Туалетный флакон «Играет на гармошке», А.Шобанова – Набор посуды «Спортивный» (1960-е). Знание русского народного искусства, высокое профессиональное мастерство позволили мастерам Дмитровского завода создать целый ряд ярких произведений в фарфоре. Лучшие из них до сих пор тиражируются заводом.
Дулёвский фарфоровый завод (основан в 1832 Т.Кузнецовым) - крупнейшее российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположен в городе Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области. Старинные традиции дулёвского фарфора, глубоко народного, русского с узнаваемым цветочным узором отличаются технически безупречным исполнением.
К концу 1950-х годов дулёвцы постепенно перешли к особой манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент: широко используются мотивы русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры. Приоритетной оставалась русская национальная стилистика, яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы. Русские народные сказания запечатлевают художники в скульптуре, в таких произведениях как «Хозяйка Медной горы» (модель 1966 г.), «Цапля на болоте» (1965), «Рыбка» (1956) П.Кожина.
Нина Малышева – один из ведущих скульпторов Дулёвского фарфорового завода советского периода, создала множество интересных и по-своему уникальных работ в малой пластике. Пленительны ее выставочные вещи - «Древний русский город», «Купчиха с самоваром» и, наконец, знаменитая «Сварщица», которая оказалась на афише нашей выставки.