Выставка в выставке. Из истории русского фарфора. Произведения из фондов ВМИИ | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
09.12.2021 - 31.12.2024
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке. Из истории русского фарфора. Произведения из фондов ВМИИ

На выставке русского фарфора из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова можно увидеть уникальные изделия, созданные в России XVIII-начала XX века. Благородный фарфор издавна называли «белым золотом». Слово «фарфури» с арабского переводится как «самое лучшее», «превосходное», даже «императорское». В 40-е годы XVIII века формула твердого фарфора стала известна  в России  благодаря изысканиям Дмитрия Виноградова.

При Екатерине II была поставлена задача «удовольствовать всю Россию фарфором».От времён Екатерины  в коллекции нашего музея - фрагменты сервизов, исполненных на Императорском Фарфоровом заводе и Орденских сервизов, созданных на заводе  в селе Вербилки частным предпринимателем Ф.Гарднером.

Тарелки из Парадных сервизов «Арабескового» (1784) и «Кабинетского» (1795) отсылают зрителя к памятникам античной Италии. Сервизы получили свое название по орнаментальным мотивам, повторяющим росписи фресок, обнаруженных при раскопках  Помпей на Апеннинском полуострове,  и по известным архитектурным видам, взятым из гравюр Джузеппе Вази  XVIII века (римское акатолическое кладбище с Цестиевой пирамидой на Тестаччо).

 Внук Екатерины Великой, Александр 1, победивший Наполеона, заказывает на ИФЗ огромный, состоящий из 4500 предметов, сервиз,  целью которого было воспеть в фарфоре Россию, ее народ, достойный героев античности, ее славную и прекрасную столицу. Роскошные формы сервиза украшают пейзажи, созданные по гравюрам и картинам известных художников первой половины XIX века. На декорирование было отпущено несколько килограммов золота. Парадный сервиз «Русский» -  грандиозный комплекс из фарфора, предназначенного для торжественных приемов в резиденции русских императоров. Сервиз явился  ярким образцом стилистики ампира в русском прикладном искусстве.

Если в царствование Елизаветы Петровны в 1744 году основан Императорский Фарфоровый завод, то при Екатерине II открылась первая частная фабрика по производству фарфора (1766-1892). Здесь шотландский предприниматель Франц Гарднер создал по Высочайшему заказу фарфоровые комплексы, посвященных кавалерам Российских Орденов: Георгиевского (1777-1778) с девизом «ЗА СЛУЖБУ И ХРАБРОСТЬ»; Александровского (1778-1780) с девизом «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО», Владимирского (1783-1785) с девизом «ПОЛЬЗА, ЧАСТЬ И СЛАВА». Концептуально выразительно и просто выдержано оформление этих сервизов: на каждом изделии по краю вьётся орденская лента, в центре красуется изображение самого ордена.

Среди частных фарфоровых заводов лидером по производству фарфоровой скульптуры были заводы Гарднера, образцы которого часто воспроизводились, копировались на других частных предприятиях. В конце 1820-х годов фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха. Переведенные в объем эти персонажи, среди которых встречаются разнообразные представители народностей, населяющих Российскую Империю, становятся «куклами фарфорового театра, разыгрывающими спектакль». К середине XIX века в России работали более шестидесяти частных фарфоровых заводов.

По художественному уровню, качеству фарфорового черепка, белизне массы продукции  Завод Алексея Попова (1811-1872) занимал одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века. Здесь выпускался широкий ассортимент продукции: столовые и чайные сервизы, вазы, чернильницы, трактирная посуда, фарфоровые статуэтки, жанровые сюжетные композиции. Фарфор Попова, как правило, перенасыщен декоративными элементами, с позолотой и красочной основой. На изделиях присутствовали одновременно многообразные букеты цветов, различные виды пейзажей, пышный орнамент.

Изделия Фарфорового завода Антона Сафронова (1814-1860-е) считаются отражением национального понимания красоты в культуре первой половины XIX века. С 1830-х завод вступил в ожесточенную конкуренцию с фабрикой Гарднера, бесцеремонно заимствуя у нее расцветку и форму столовой и чайной посуды, сюжеты удачных статуэток. Орнаменты живописцев Сафронова были очень разнообразны. Часто преобладали цветочные композиции, которые были излюбленной темой мастеров фарфоровых мануфактур XIX века.

На глуховских глинах Черниговской губернии возросла Мануфактура Андрея Миклашевского (1839-1861), где создавались и огромные фарфоровые иконостасы,  и миниатюрные изящные чайные, кофейные сервизы.  Узнаваемой особенностью предприятия был выпуск малой фаянсовой скульптуры - небольших фигурок дам и кавалеров, которых на украинский манер называли «ляльками».

В Империю «фаянсово-фарфоровых королей» Кузнецовых (1810-1940) входили около двух десятков фарфоровых заводов. К 1898 «Товарищество» стало крупнейшим в Европе. В начале ХХ века на фабриках Кузнецовых производилось около двух третей российского фарфора! Эффективной была менеджерская деятельность Матвея Сидоровича Кузнецова, который держал своих стипендиатов в Строгановском училище и Школе Общества поощрения художеств; впервые (ещё до Форда) применил на своих предприятиях конвейерную систему; наладил производство собственных переводных картинок (деколей) и наводнил посудой с ними полмира. Кузнецовы обладали удивительным чутьём, восприимчивым к вкусам потребителей. Заводы Кузнецовых выпускали ассортимент продукции, позволявший войти в каждый дом.

О фарфоровых изделиях принято говорить высоким слогом: «Здесь красота соединяется с пользой. Изделие возвышается до степени изящного искусства. Здесь блеск живописи, правильность, стройность, вкус в отлитии форм преобразовывают грубые вещества: песок и глину в предметы утонченной роскоши.  Предметы ежедневного и всеобщего употребления - в драгоценные убранства великолепных дворцов».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО