Выставка в выставке «Глыба» (к 145-летию со дня рождения С.Т.Конёнкова) | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
26.07.2019 - 30.09.2019
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке «Глыба» (к 145-летию со дня рождения С.Т.Конёнкова)

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора,  шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» – само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей – Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, И.П.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей – Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского.

Скульптурные портреты Ф.М.Достоевского и И.П.Павлова, выполненные С.Т.Коненковым, представлены в формате «выставка в выставке» к 145-летию со дня рождения автора.

В 1960-е  годы во время формирования фондов Волгоградского музея изобразительных искусств из Дирекции художественных выставок и панорам был передан скульптурный портрет Ф.М.Достоевского, выполненный в мраморе. Через три года в 1963 году из Государственного Русского музея поступил отлитый в бронзе портрет И.П.Павлова, также на безвозмездной основе. Скульптурный портрет знаменитого врача-физиолога И.П.Павлова относится к  периоду с 1924-го по 1945 год, когда Сергей Тимофеевич жил в США. Он был создан в мастерской Коненкова, где состоялось знакомство Ивана Петровича со скульптором, переросшее в дружбу. Результатом общения двух талантливых людей стал портрет. Позднее мастер перевел фигуру в бронзу и дерево. Создавая изображение знаменитого ученого, автор стремился подчеркнуть русский характер его души, нравственную чистоту, проницательный ум, интеллектуальность. Поэтому была выбрана простая  композиция.

 В свой американский период жизни, не смотря на всемирную известность и славу, художник редко выходит из своей мастерской, размышляя о русской культуре, работая над портретами выдающихся деятелей отечественного искусства. В это время, он определяет для себя главных героев, которые вызывают у него наиболее сильные переживания: Паганини Н., С.В.Рахманинов. Его кумирами становятся писатели Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, часто размышляет над образом В.И.Ленина. Однажды сделав портрет  Федра Михайловича Достоевского, Коненков будет неоднократно возвращаться к нему вновь. В своем герое автору виделся образ думающего человека. Возможно, он был созвучен его нравственным переживаниям в глубоко чуждой ему американской атмосфере, царившей в американском обществе. Известно, что почти десять лет Коненков изучал биографию Федора Михайловича, часто рассуждал о нем. Однажды, увидев русского монаха, эмигрировавшего в Америку, Коненков, попросил его позировать для скульптуры Достоевского, которую он создал в несколько сеансов. Несмотря на отсутствие внешнего сходства с Федором Михайловичем, Коненкову важна было передача внутреннего мира героя, совпадавшего с нравственными исканиями самого автора. Впоследствии он переведет этот портрет в дерево, а затем в мрамор.

 Творчество Коненкова формировалось под влиянием его талантливых учителей. Сначала в 1892—1899 годы он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.И.Иванова и С.М.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на него знаменитый скульптор Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской Академии художеств в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан его первый шедевр – дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902 год).

 Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам. Богатое творческое наследие автора помимо портретов, монументальных работ известно еще сказочной «Лесной» серией. В ней автор широко использует дерево, применяя различные приёмы его обработки. Для него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К этой серии принадлежат известные работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918)

Скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров – произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает – то горит ровным, то разгорается бурным пламенем». Творческая биография скульптора - это семьдесят лет плодотворного труда, художественные эксперименты с материалами. Обращение к древнерусской деревянной пластике, почти забытой к началу XX столетия, и  возвращение к классицизму в эмигрантский период. «Художник всегда должен быть окрыленным»,- говорил он молодым авторам. Триумфальное возвращение на Родину в 1945 году и - вновь активная работа. Он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской Академии художеств.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО