«Бирюзовый ларец» - так называлась любимая книга детства, где были собраны сказки народов Средней Азии. Сверкающие лалы и сапфиры, перлы и яхонты, лазоревая бирюза-фируза так и сверкали в этом фолианте, впечатляя роскошью Востока.
Земля (читай – Глина) современных центров гончарства Узбекистана и Таджикистана (из городов Риштан, Гурум-Сарай, Канибадам) подарила Волгоградскому художественному музею частицу своего небесного вдохновения. Два десятка рукотворных «сказочных» керамических изделий из фондов ВМИИ им.Машкова, созданных во второй половине ХХ века мастерами И.Камиловым, М.Рахимовым, Е.Сатимовым, М.Тахировым, А.Усановым и др., сформировали музейный «Бирюзовый ларец».
Голубой цвет по-древневосточным верованиям символизирует счастье. Это цвет неба и воды. По сине-голубому фону тугим белым плетением движется, подобно течению воды в Сыр-Дарье, орнамент на керамической плитке, предназначенной для облицовки минарета. Пространство, движение, время в керамике выражают представления народного художника о мире. «Каждое изделие делается из глины, - говорил усто (мастер) Мухитдин Рахимов, один из авторов нашей выставки, - Но нельзя забывать, что творец должен не только любить ее всем сердцем, но и помогать ей облекаться в нужную форму».
Керамика, как вид искусства, самоценна. Гончары - колдуны, способные созидать из первооснов материи – земли, воды, огня - свой мир, одухотворенный фантазией, чувствами и размышлениями. Условность декоративного языка позволяет кулолам (гончарам) и наккошам (мастерам по росписи керамики) открывать новые аспекты реальности, углубляться в интеллектуальные и эмоциональные сферы человеческой личности.
Древнейшие сосуды, как и современные их родственники, имели бытовое и ритуальное назначение. На выставке представлены ляганы и бадии, тавоки и кошкулок, пиалы, косы и шокоса, сверкающие игрой синих, голубых, белых, очерченных умброй узоров. Орнаменту придавался определенный магический смысл. Следуя изречению Омара Хайяма - «Наш мир – поток метафор и символов узор», мы попытались разгадать старинные знаки, зашифрованные послания, пришедшие к нам из глубины времен.
Поливная керамика Средней Азии поражает разнообразием красок, орнаментов, манер росписи и декора. Являет собой симбиоз редкого единства и цельности стиля, чистоты эстетических принципов.