Выставка в выставке «Традиции и новации в творчестве Виктора Губко» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
28.11.2025 - 20.04.2026
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке «Традиции и новации в творчестве Виктора Губко»

Имя нашего земляка, скульптора Виктора Федосеевича Губко (1948- 2005) сегодня мало знакомо широкой зрительской аудитории, хотя его творчество стало знаковым явлением в отечественном искусстве в 1980-е годы. В его творчестве обогащается палитра скульптурных жанров, появляются новые аспекты выразительности, взаимоотношения с классикой и традицией. И в этом смысле он был «героем своего времени» – времени преобладания личного стиля над коллективным, предельной индивидуализации творческого метода.  Работы из волгоградской коллекции относятся именно к 80-м годам – ко времени дерзновенных поисков, пронзительно лиричных, эмоциональных диалогов художника и зрителя.

«Танец» и «Продавец птиц» и «Ожидание», «Пегас» – работы Губко, в которых главным становиться проекция эмоциональных состояний, чувств, переживаний автора, воплощенных в живой и теплой фактуре, сотканной чередованием сглаженной формы с мелкими подвижными мазками. При всей жанровости сюжетов, Губко чуждо бытописательство – это раздумья над вечными темами добра и зла, духа и плоти, чувства и рассудка. Отсюда неоднозначность их звучания – светлое, лирическое начало включает драматические интонации.

Его тяга к многомерности образа находит продолжение и в обращении к мифологическим сюжетам, которые Губко трактует по-своему. Его «Пегас» с опаленными, разорванными крыльями драматичен. Этот спутник поэтического вдохновения всегда несется сквозь обжигающее пламя творчества. Без этого пламени нет творчества. Виктор Губко уходит от сложившихся штампов. Так, образ Н. В. Гоголя далек от традиционных для отечественного искусства воплощений писателя. Непривычная, отчасти гротесковая трактовка позволила автору создать образ, вобравший, кажется, и черты героев произведений писателя, и особую интонацию его прозы. Вместе с тем, это трагическая фигурка, шагающая по российскому бездорожью человека в поисках ответов на вечные вопросы. «Русь! Чего же ты хочешь от меня…». В работах В. Губко – не прямая трансляция жизненных коллизий, а пластическое, образное осмысление жизни.

Биография В. Губко, кажется не располагала ни к каким художествам. Родился Виктор Федосеевич в поселке Майском, в Сталинграде, в 1948 году, учился в средней школе № 58 Кировского района Волгограда. Его школьная учительница Зоя Михайловна Игнатова в своих воспоминаниях пишет: «Виктор занимался в изостудии, мечтал стать художником. Его жизнь – пример того, чего может достичь русский человек, опираясь только на свои силы». В семье никто не имел никакого отношения к искусству. Отец и мать были привязаны к земле, домашнему хозяйству. О чем-то возвышенном думать было некогда. А вот дед очень любил рисовать лошадей, особенно когда они играют, трутся шеями, встают на дыбы или валяются в траве. Пройдет много лет, и Виктор Федосеевич создаст композицию «Танец», которую вы увидите на выставке. В. Губко рассказывал: «Мать всегда говорила, что мужик должен иметь настоящую профессию – быть механизатором, слесарем-авторемонтником, электросварщиком. Я был послушным и все эти профессии освоил. И все же в свободное время рисовал. После службы в армии четырежды поступал в Московское высшее художественное училище (бывшее Строгановское)». В Строгановку он все же поступил, когда ему было уже 25 лет. Несколько лет после окончания Строгановки, которую окончил с отличием, В. Губко занимался живописью и считал себя живописцем. Может быть, это определило его необычные шаги в скульптуре, созданной как бы вопреки законам пластики, «пренебрегая такими категориями как вес, масса, устойчивость, гравитационная сила».

Его работы импрессионистичны. Тающие силуэты, истонченные формы, так соответствуют его поэтике. Кажется, художник добился всего, о чем мечталось. Заслуженный художник РФ, преподаватель, профессор Строгановки, кандидат искусствоведения, участник более чем 140 выставок в России, Греции, Франции, Италии, Египте, Израиле, Корее. Его работы находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее и во многих частных коллекциях по всему миру. Он удостоен медали Российской Академии художеств за воссоздание Храма Христа Спасителя.

В 1998 г. началась работа по воссозданию Храма Христа Спасителя в Москве, где вместе с другими художниками Виктор Федосеевич выполнял горельефные группы на фасаде собора. Обращение к сюжетам Ветхого и Нового завета, работа над скульптурой собора, позволили уже зрелому мастеру по-новому взглянуть на традиции русской монументальной пластики. И кто знает, во что бы вылился этот опыт, но судьбой ему было отмерено совсем немного времени. В 2005 году, в расцвете творческих сил и постижений он ушел из жизни. Прошло ровно 20 лет со дня смерти мастера. И эта экспозиция – дань памяти и признательности талантливому художнику. Простому парню с берегов Волги, покорившему Олимп. В пронизанных воздухом силуэтах, в интерпретации натуры, в мягкой живописной фактуре, импрессионистических трактовках поверхности – его взволнованность, его эмоциональность, его духовное напряжение. Его своеобразный мир, волнующий нас и сегодня. «Творец уйдет, природой побежденный, но образ им запечатленный навеки будет согревать сердца».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО