С 27 декабря 2019 года в основном здании музея Машкова на пр. Ленина, 21 начнет свою работу выставка «С днём рождения, Карл!», посвященная 220-летию великого русского художника Карла Петровича Брюллова (23 декабря, 1799- 23 июня, 1852). Экспозиция пройдет в формате «выставка в выставке». В основной экспозиции музея Машкова «Репин. Академия», где представлены произведения художников, окончивших Санкт-Петербургскую Академию художеств в XVIII- XIX веках выделено пространство, включающее 10 произведений художников русской академической школы, объединенных именем Великого Карла.
23 декабря 2019 года Всемирная история искусств отмечает 220 лет со дня рождения великого русского художника Карла Павловича Брюллова. Предлагаемая вниманию волгоградцев и гостей города «выставка в выставке» собирает вокруг живописного шедевра мастера «Пери и ангел» его графику из фондов музея- произведения граверов Н.Уткина и А.Козлова по живописным оригиналам Брюллова, а также вводит в «ближний круг» художника, знакомя с произведениями его родственников (Соколовы отец и сын, шурин и племянник) и друзей (князь Г.Г.Гагарин, В.А.Тропинин) из музейной коллекции. Собственно юбиляр представлен живописным шедевром «Пери и ангел», созданном по мотивам поэмы В.А.Жуковского в 1839-1842 годах. Произведение входит в состав коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова.
- В начале 1840-х годов вслед за «Бахчисарайским фонтаном» по поэме Александра Пушкина, Брюллов обратился к поэме Жуковского «Пери и ангел», - рассказывает автор и куратор выставки «С днём рождения, Карл!» старший научный сотрудник музея Машкова Ирина Преображенская. - В романтической поэме Жуковского Брюллова увлекла небесная чистота Пери, контрастирующая с характером разбойника-мусульманина. Из всех эпизодов многострадального скитания Пери по земле Брюллов избрал сцену раскаяния мусульманина, намеревавшегося убить ребенка. Брюллов остановился на тех страницах поэмы, где Жуковский описал встречу разбойника с гуляющим по полю ребенком. В картине Брюллова раскаявшийся злодей в восточной одежде припал к источнику, точно черпая в его чистых струях свое нравственное обновление. Низко склонилась к нему Пери с распростертыми радужными крыльями, нежно касаясь тонкими пальцами его лица. Брошенная на землю разбойничья кривая сабля, гуляющий на свободе «жарко-дышущий конь» и коленопреклоненный младенец дополняют рассказ художника. Лицо разбойника, столь страшного, какого «дотоле солнце не палило» было написано Брюлловым с такой экспрессией, что могло искупить все недочеты композиции. Поэтичен пейзаж с розовеющим горизонтом и вышками минаретов.
Оригинальные работы мастера: итальянские жанры «Свидание» (1827) и «Исповедь» (1827), классический рисунок «Голова Александра Македонского» (1840-1805), «Портрет Николая Дмитриевича Черткова, основателя Кадетского училища в городе Воронеже» (1840) - переведены в гравюры выдающимися мастерами резца I половины XIX века Николаем Ивановичем Уткиным (1780-1863) и Александром Алексеевичем Козловым (1816-1884). Представить ближний круг К.П.Брюллова помогает живописное полотно «Всадники»(1830-1840) и изумительный графический «Перс» (1852), принадлежащие кисти князя Григория Григорьевича Гагарина, ученика и конфидента нашего юбиляра.
Родственники Брюллова - семья художников Соколовых. Сестра Карла Юлия Павловна была замужем за первоклассным российским акварелистом Петром Фёдоровичем Соколовым (1787-1848). Его акварель «Портрет дамы в белом» (1840) дополнена гравированным «Портретом митрополита Михаила» (1823). А жанровая сценка «Затравили волка» (1850-1870) является свидетельством художнического таланта племянника «дяди Карла» Петра Петровича Соколова (1821-1899). Собранные вместе произведения искусства, созданные в одно историческое время близкими людьми Брюллова – лучшее подношение «Русскому Колоссу».
Для информации: Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) (до 1822 года- Брюлло;12 [23] декабря 1799, Санкт-Петербург, Российская Империя -11[23] июня 1852, Манциана, Папская область, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Творчество Брюллова составляет «золотой век» русской культуры и искусства, прославленного именами Гоголя, Лермонтова, Белинского, Герцена, Глинки, Пушкина. Необыкновенному успеху Брюллова способствовали все свойства его богато одаренной натуры: вдохновенный талант, огромный живописный темперамент, прозорливый ум, разносторонность интересов и независимость идейных воззрений.