Выставка «Поэзия, которую можно видеть». К 105-летию со дня рождения Народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
17.03.2021 - 26.04.2021
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка «Поэзия, которую можно видеть». К 105-летию со дня рождения Народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко

17 марта в пространстве интерактивной «Мастерской Машкова» в Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова на пр. Ленина, 21 начинает работу выставка «Поэзия, которую можно видеть», посвященная 105-летию со дня рождения народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко. Экспозиция проходит в формате «выставка в выставке». Небольшая коллекция живописных работ Моисеенко впервые демонстрируется волгоградскому зрителю целиком. Она дает представление о поэтическом, возвышенном даре мастера, который сохранял внутреннюю свободу в контексте советской культуры.

Евсей Евсеевич Моисеенко был учеником А.А.Осмеркина, который, в свою очередь, был учеником Машкова. Искусство Моисеенко на новом этапе развивает принципы объединения «Бубновый валет», которое стремилось языком живописи выразить непосредственное чувство жизни, дух времени.

Произведения Евсея Евсеевича современники называли «поэзией, которую можно видеть». Его живопись сочетала точный рисунок и свободную, экспрессивную живописную манеру.

Творчество Е.Е.Моисеенко многогранно. Ему были интересны и подвластны все направления живописи. В собрании ВМИИ есть пять произведений автора, раскрывающие его способность работать в любом жанре. В разное время им были написаны пейзажи «Казантип» (1962), созданный после путешествия по Крыму, и «Сад» (1980). Интерес к личности современника проявился в портретах, сохраняющих отголоски открытий авангарда: «Портрет девушки в чёрном» (1982), «Студентка» (1978). «Натюрморт с красной драпировкой» был написан 1969 году. Он вызывает в памяти образы праздничных и энергичных натюрмортов «Бубнового валета».

Большое влияние на живопись и формирование Моисеенко оказал выдающийся советский художник и педагог Александр Александрович Осьмеркин. Моисеенко были созданы два портрета любимого наставника. Осмеркин учил четкой организации холста, пониманию цвета, тона и точному композиционному мышлению. Студенту, прежде всего, нужно овладеть «умением смотреть; при этом он должен развивать зрительное воображение... Не множество деталей делает картину значительной, но верность зрительного восприятия целого»,- говорил Маисеенко. Эту живописную систему Евсей Евсеевич сохранит на протяжении всего творчества и передаст своим ученикам, среди которых волгоградские художники А.Денисов, А.Выстропов и др.

Евсей Евсеевич Моисеенко родился 15 (28) августа 1916 года в местечке Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии Российской империи (ныне поселок городского типа в Буда-Кошелёвском районе Гомельской области Беларуси) в крестьянской семье. О своем детстве художник рассказывал так: «Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии - первая гроза… Испуганно спешились, накрылись старыми армяками… Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты». Эти эмоциональные детские впечатления Моисеенко уже говорят о восприятии художника, его романтическом и тонком мировосприятии. В его картинах связаны неразрывно космическое и глубоко личное.

В четырнадцать лет Евсей Моисеенко едет в Москву учиться живописи. Первые профессиональные навыки он получил в Московском художественно-промышленном техникуме имени М.Калинина, на отделении росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в Жостово, Федоскине и Палехе. Его дипломная работа - папка-адрес «Чапаев» удостаивается самых высоких оценок художественного совета. Отсюда берут начало его умение работать с черным цветом, декоративный дар, любовь к тонко прочувствованным деталям.

Следующим этапом стала учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Здесь его педагогами становятся известный советский живописец и график, организатор художественного образования Исаак Израилевич Бродский и живописец, реставратор Василий Николаевич Яковлев.

Начало Великой Отечественной войны Евсей Евсеевич встретил в Ленинграде. 5 июля 1941 года Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение, был пленен и до апреля 1945 года находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. После освобождения союзными войсками из концлагеря, сражался в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе. После демобилизации в 1945 году возвратился в институт и в 1947 году окончил его в мастерской А.А.Осмёркина с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа картина «Генерал Доватор», которая была признана одной из лучших на курсе.

Обращение к темам войны, служения Родине для Моисеенко связано с глубоко личными переживаниями. Самые значительные, масштабные полотна Моисеенко связаны с темами гражданской и Великой Отечественной войн: «Красные пришли» (1961), «Матери, сёстры» (1967), «Победа» (1972), «Черешня» (1969), «Этого забывать нельзя» (1962).

О живописи художник говорил: «Когда написанное на полотне становится искусством? Здесь одно несомненно: художника должно тревожить всё, что он пишет». Ренато Гуттузо, посетивший его мастерскую, сказал о нем: «Это мастер, который всегда знает, как сделать то, чего он хочет».

Начинающему художнику, любителю искусства или юному зрителю произведения из фондов ВМИИ представят Евсея Евсеевича Моисеенко, как продолжателя живописной системы, открытой художниками «Бубнового валета».

Впервые увидеть коллекцию живописных работ Моисеенко можно в музее Машкова на пр. Ленина, 21 до 26 апреля включительно.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО