Выставка одного шедевра. Элий Белютин. Эволюция революции | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
20.05.2017 - 04.06.2017
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка одного шедевра. Элий Белютин. Эволюция революции

С 20 мая по 4 июня впервые волгоградский зритель в формате "выставка в выставке" сможет познакомиться с одним из произведений Элия Белютина. Эти работы передала Волгоградскому музею изобразительных искусств  его жена Нина Молева в конце 2012 г. Картина "Ма-а-ама!", представляемая вниманию зрителей, ярко воплощает художественные принципы знаменитого нонконформиста и теоретика искусства, автора уникальной педагогической системы, поэта и критика, коллекционера и борца за свободу творчества, основателя направления "Новая реальность".

Значимо, что своим искусством с 1950-х гг., Э.Белютин восполнял лакуны, сращивал разорванную ткань искусства, претерпевшую изъятие  авангардизма. Открытия русского и европейского авангарда для него так же необходимы и остросовременны, как и  русская академическая традиция, ренессанс и иконопись. "Ма-а-ама!"- точная  и богатая смыслами метафора любви, жертвенности, восторга, нежности и захватывающего масштаба соприкосновения  двух миров- родных, но уже вполне различных.

Нина Михайловна Молева, знаменитый искусствовед, критик, журналист, выполняя волю своего супруга художника Элия Белютина, передала в дар Волгоградскому музею изобразительных искусств 6 его живописных и 9 графических произведений, а также книги, посвященные его графическому и поэтическому  творчеству. "Это дар Сталинграду от нас обоих - старшего и младшего лейтенантов, прошедших войну",- сказала Нина Михайловна, предавая ВМИИ произведения конца 1940-х-1990-х гг.

Элий Михайлович Белютин умер 27 февраля 2012 г. Ему было 86 лет. Событий его жизни хватило бы на десяток судеб. Сухой перечень фактов читается как захватывающий и удивительный роман, где нашлось место драмам и победам. В 1962 г. его вместе с учеников пригласили принять участие в знаменитой выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа. Благодаря тому скандалу, который разразился во время посещения залов белютинцев Никитой Хрущевым, эта выставка и осталась в истории. От нее сегодня отсчитывают начало застоя, ею заканчивается оттепель.
Потомок итальянских музыкантов Белуччи и княжеского рода Курбатовых Элий (полное имя Элигий) Белютин родился в Москве 10 июня 1925 г. После расстрела отца в 1927 г. был депортирован  в "эшелоне лишенцев" под Дюшанбе. Эшелон был высажен в степи, вдали от населенных мест, мальчика с матерью взял в свой дом один из басмачей, там они прожили до 1931 г. В 1931 г. Э.Белютин вернулся в Москву, занимался музыкой,  увлекался техникой, позже генетикой. Первые уроки живописи он получил у М.В.Нестерова, затем у А.В.Лентулова, от которого унаследовал многие принципы. На всю жизнь он сохранил этюдник Нестерова и палитру Лентулова.

Ушел добровольцем на фронт в июне 1941 г. Был награжден Орденом Красной Звезды, участвовал в битве под Москвой, был ранен. В декабре 1941 г. принял участие в выставке в ГМИИ им. Пушкина "Московские художники и война". Потом был снова фронт и тяжелая контузия. После госпиталя, в 1942 г. - учеба в Художественном институте им. Сурикова, неоднократные выезды в прифронтовые полосы.

Уже будучи студентом, стал исследовать творчество и педагогический метод Чистякова. После института продолжил занятия в творческой аспирантуре под руководством П.Кузнецова и Л.Бруни, в это время он много общался с великим авангардистом В.Татлиным. Результатом работы в аспирантуре стала "серия обнаженных". После окончания института Белютин занялся созданием собственной творческой студии. В 1947 г. вступил в Союз художников.

В 1948 г. его искусство стали подвергать критике, называя "свившим гнездо формализма". Белютина обязывают отчитываться работами, демонстрирующими "перевоспитание в духе соцреализма". Вскоре происходит исключение из членов МОСХа. Художник уезжает в Ленинград, где живет в мастерской Н.Альтмана. С 1949 г. продолжил занятия в аспирантуре. 1951 г.- обвенчался с Н.Молевой. Свидетелями свадьбы были Павел Кузнецов, Сарра Лебедева. 1953- защита диссертации по Чистякову на Ученом Совете Академии художеств СССР. Организовал вместе с Молевой выставку "Чистяков и его ученики".

В 1954 г. был организован в составе Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников полиграфической промышленности СССР "белютинский факультет". К 1962 г. число занимающихся с Белютиным достигло 3000 человек. В основе белютинской системы обучения лежала "теория всеобщей контактности" (одноименная книга была издана в 1991 году), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.

Э.М.Белютин стал автором многих учебных пособий по рисунку, живописи. Вместе с Н.Молевой на протяжении многих лет он работал над систематизацией и изучением истории педагогической системы русской Академии художеств.

1958 г.- присоединение к "белютинскому факультету" "деревенщиков" (В.Астафьев, Е.Носов, Ю.Гончаров, Р.Казакова, Н.Матвеева и др.). Постоянное посещение ими занятий вместе с молодыми научными сотрудниками НИИ физики АН СССР. С 1958 г.- организация летних "творческих колоний" студии. С 1954 г. Белютин преподавал в ряде московских вузов, в том числе Полиграфическом, Текстильном. С 1957 г.- участие в зарубежных выставках. С 1962 г. - участие в постоянной экспозиции Галереи Ламбер (Париж).

С 1962 г. проходит большое количество выставок "Новой реальности". После скандального посещения выставки "Новая реальность" Хрущевым 1 декабря 1962 года, в газете "Правда" был опубликован разгромный доклад, послуживший началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. После выставки в Центральном доме кино "белютинский факультет" был официально закрыт. По ходатайству Петра Капицы разрешается показ летних работ в помещении Литературного института. После открытия выставка интервью Белютина с иностранными журналистами, все работы были  выброшены на снег, помещение опечатано. 1963 г.- увольнение Белютина со всех мест работы, запрет преподавать, печататься, выставляться, выходить на закупочные комиссии.

1964 г. - начало занятий- семинаров "Новой реальности". Включение работ Белютина в коллекцию Национального музея современного искусства Франции (ныне- центр Помпиду). В 1966 г.- полностью разрушена мастерская Белютина в Абрамцеве. С 1966 г.- регулярные выставке в Абрамцеве: частично в мастерских, частично- под открытым небом. 1967 г.- Белютин награжден премией Парижской Биеннале. Участие в выставках в Италии. Избрание членом Итальянской Академии современного искусства. Отмечен премией Монтекаттини и Большой медалью. 1970 г.- Присуждение "Премии Дженнаццано", Большой Золотой медали "За выдающиеся достижения и  деятельность, имеющую международное значение". Сожжены дом и мастерская в Малаховке. С 1971 г. - регулярное участие в выставках в Италии и Франции.

1972 г. работа художников "Новой реальности"  над генеральным  планом Москвы, разгром их мастерских, уничтожение проектов.
1974 г.- открытое  письмо членов "Новой реальности" в ЦК партии с требованием изменения культурной политики.
1976 г.- выставка в США. 1977 -1984 гг.- регулярные персональные выставки в  Италии.
1988 г.- отбор картин художников "Новой реальности" для собрания Третьяковской галереи. 1989 г.- создание фильма про "Новую реальность".
1980-2010 гг.- ежегодно проходят десятки выставок в странах Европы и США. Художник дает уроки для сложившихся мастеров в Вудстоке, Провиденсе, Аннандайлен-на-Гудзоне.

На протяжении всей жизни Элия Белютин продолжал работать, разрабатывая собственную теорию контактности и свое направление "Новой реальности", вместо подсознания предлагая опираться и адресоваться к надсознанию.

С картиной Э. Белютина можно познакомиться в Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова (пр. Ленина, 21) в пространстве экспозиции "Принцип женственности".

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО