Волгоградский музей изобразительных искусств продолжает знакомить своих зрителей с графикой Серебряного века. Новая камерная выставка в пространстве постоянной экспозиции «Сокровища русского искусства» состоит из шести рисунков Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940) — женских портретов, созданных в первые десятилетия XX века. Изображенных на них крестьянок и светских дам объединяет уважительное и трепетное отношение со стороны художника.
Филипп Малявин известен прежде всего своими бойкими и темпераментными крестьянками — «девками» и «бабами», как называли их современники. Однако он изображал и представителей светского общества, интеллигентской среды. Графический «Портрет женщины в кресле» из собрания ВМИИ, очевидно, является эскизом к живописному «Портрету г-жи Поповой» (1899, Государственный Русский музей). Интересно, что и в рисунке, и в живописи художник добился схожего драматичного звучания благодаря глубоким черным теням.
Разнообразие графических приемов, к которым обращается мастер, впечатляет. Художник Игорь Грабарь, соученик Малявина по мастерской И. Е. Репина, вспоминал: «Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля <…>. Чиня грифель в виде острого плоского долотца, он одновременно мог проводить им тончайшие линии и широкие жирные штрихи, сочетая контурную манеру с живописными эффектами светотени».
Острием графита Малявин легко очерчивает лица своих моделей, кисти рук, тонкие рукава крестьянских рубах. Жестче, с интенсивным нажимом на бумагу он прорабатывает глубокие складки плотных тканей, обозначает тени вокруг женских фигур для большего ощущения пространства.
Своих крестьянок Малявин никогда не изображает за работой, на фоне пейзажа или среди предметного окружения. Он показывает их вне бытовой обстановки, как бы приподнимая над обыденностью. Особенно это уместно в рисунке, где чистое белое поле листа служит естественным фоном для его героинь.
Тема русской деревни ярко проявилась в творчестве Малявина с середины 1890-х годов и впоследствии стала ведущей. Она была хорошо знакома и понятна художнику. Он сам имел крестьянское происхождение: родился в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье государственных крестьян. Рисунки крестьянок из собрания ВМИИ, вероятно, были созданы в усадьбе художника близ деревни Аксиньино Рязанской губернии, где тот работал в 1901-1917 гг.
Крестьянская тема вообще была одной из самых актуальных в русском искусстве второй половины XIX века. Однако Малявин в своем творчестве избегал передвижнической критики общественных устоев, изображая крестьянок как волевых женщин, полных чувства собственного достоинства и внутренней силы. «Не бабу-работницу, жену и мать, вековечную страдалицу изображал Малявин, — писала исследовательница творчества художника Олимпиада Живова. — Его бабы — натуры не пассивные, в них скрытая внутренняя непокорность, за неподвижностью лиц кроется возможность вспышки».
Малявину было важно уловить настроение каждой своей модели. Это заметно и в рисунках на выставке. Задумчив взгляд сидящей женщины в корсетке, надетой поверх рубахи; молодая крестьянка с рядами бус на шее смотрит сверху вниз с лукавым прищуром. Чувствуется спокойная уверенность в профиле крепкой женщины со скрещенными поверх передника-занавески руками. Улыбаются светские дамы в модных шляпках: одна широко, задорно, другая мечтательно, глядя вдаль. Художник одинаково внимателен и к деталям народного костюма, намечая его узоры даже в карандашном эскизе, и к дамскому платью, подчеркивая его утонченность и изящество.
Малявин одним из первых русских художников увидел в женщине не просто модель, а свободную героиню. В его работах она всегда предстает гордой и самодостаточной, независимо от возраста, происхождения или статуса.
