«Время собирать камни». 90-летию скульптора Алексея Евдокимовича Криволапова. | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
17.12.2021 - 30.01.2022
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Время собирать камни». 90-летию скульптора Алексея Евдокимовича Криволапова.

В основном здании музея Машкова на пр.Ленина, 21 открывается выставка «Время собирать камни». Экспозиция посвящена 90-летию скульптора Алексея Евдокимовича Криволапова, работы которого стали неотъемлемой частью облика Волгограда, города, с которым он навсегда связал свою творческую судьбу, приехав сюда в 1958 году, после окончания Харьковского художественного института.

Алексей Евдокимович Криволапов (1931-1996) — заслуженный художник России, автор «Памятника Комсомольцам защитникам Сталинграда», мемориала «Солдатское поле», памятника Герою Советского Союза Н. Сердюкову, памятника первому космонавту Ю.А. Гагарину в Кировском районе, памятников В.Ленину в Камышине и Урюпинске, памятника В.Ленину у завода медицинского оборудования, монументально-декоративного рельефа для Волгоградской следственной школы…

К сожалению, не все монументальные работы художника сохранились, некоторые из них были демонтированы с наступлением нового века. Многие монументальные проекты так и остались нереализованными, и существуют только в эскизах, хранящихся в мастерской художника. Остался эскиз конного памятника красноармейцам, который предполагалось установить в перспективе улицы Комсомольской на фоне Волги. Остался невоплощенным памятник Я. Ерману - удивительный образ, скорее поэта Серебряного века, нежели несгибаемого революционера. Не осуществилась идея художника по оформлению сквера по ул. Симбирцева и декоративного фонтана «Звезды падают с неба» напротив здания областной библиотеки им. Горького. С эскизами, этапами работы над этими произведениями, вы сможете познакомиться на выставке. Эта экспозиция включает более 40 произведений, находящихся в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств, Государственного музея-панорамы «Сталинградская битва» и из мастерской скульптора.

А. Криволапов принадлежал поколению 60-х — поры небывалых надежд и ослепительных иллюзий. Фильмов А.Тарковского, стихов Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, песен Б.Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого, М. Анчарова… В своих станковых и монументальных работах мастер выразил время, с его новыми взглядами на историю и человека. Даже самые масштабные и монументальные его работы поэтичны и романтичны. Он обогатил монументальную пластику палитрой человеческих чувств , ранее не приемлемых для монументальных канонов. И памятник «Комсомольцам», и «Солдатское поле» лишены пафоса традиционного памятника. Его работы о войне - не о сражениях. Не о войне ради войны. В них, прежде всего, внимание к судьбе человека в ее сопряженности с историей. Он использует в пластике монументальных работ прием рассказа. Не случайно в это время рассказ и повесть занимали ведущее место и в литературе о войне, значительно потеснив роман. Жанровость композиций, с определенным сюжетным подтекстом, позволяла монументальной скульптуре обрести индивидуальность запечатленных в ней персонажей. Это не отвлеченные «Гераклы», а живые люди с их болью, страданием, с обнаженностью человеческих эмоций.

Два наиболее известных памятника А.Е.Криволапова – «Памятник Комсомольцам —  защитникам Сталинграда» и «Солдатское поле». «Памятник Комсомольцам» — это прощание молодых бойцов с похороненным товарищем. Автор решил рассказать то, о чем раньше умалчивалось. О цене человеческой жизни на войне. Продольная композиция этого памятника определялась задачей вписать памятник в сложившуюся городскую среду — сквер вдоль проспекта Ленина. Поставить большие фигуры в пешеходной зоне бульвара, было смелым решением, но оправданным метафорическим звучанием его. Как сказал поэт: «Большие, как деревья, вровень с кленами. Большие, вровень с подвигом своим». Открытие памятника состоялось в 1973 году, а через два года он создает мемориал «Солдатское поле». Фигура девочки, дочери погибшего на солдатском поле командира, стала доминантой композиции. В руки ей автор вложил цветок, срезанный на поле осколком снаряда. У ее ног каменный треугольник — солдатское письмо, которое майор Петраков, перед своей гибелью отправил дочери. Детали мемориала: воронка с собранными в ней осколками мин и снарядов, подобранных на разминированном поле, вылепленные солдатские каски, сухое дерево создают развернутое повествование и пространство для размышления, пространство сопереживания.

Оба эти памятника — и «Памятник Комсомольцам —  защитникам Сталинграда», и «Солдатское поле» — претерпевали изменения под воздействием непреодолимых обстоятельств, но вам удастся познакомиться с первоначальными замыслами художника, благодаря сохранившимся фотографиям и эскизам.

Значителен вклад Алексея Евдокимовича и в станковую скульптуру. Уже ранняя его работа «Первая весна», сделала А. Криволапова известным в художественных кругах страны. Рефлексия 60-х, персональная чувствительность ко всем жизненным коллизиям, романтичность, эмоциональность отличают станковую пластику художника. Это женские образы, портреты, среди которых особое место занимают портреты творческих людей-художников, архитекторов, журналистов. Но с не меньшей эмоциональной отдачей лепит он портреты простых рабочих. Полон драматического накала портрет А. Эйнштейна — замечательная работа, которую можно увидеть сегодня только на фотографии в нашей экспозиции. Судьба этого портрета не известна. Переданный молодому музею Эйнштейна, портрет этот пропал бесследно.

Художника привлекают и жанровые ситуации: «Текстильщицы», «Горожанки». Простой человек становится равноправным героем его поэтичных композиций. Годы перестройки оказались разрушительными для скульптуры, основным заказчиком которой было государство. Но Алексей Евдокимович не прекращает работу, и в 1995 году он создает композицию «Старый граф», неожиданную для творчества Криволапова, пронизанную щемящей грустью, одиночеством, и ностальгическим чувством по ушедшему «прекрасному», что сквозит в тонкой моделировке и изяществе всей композиции. Все чаще в творчестве художника появляются работы, в которых он пытается ответить на мучавшие его вопросы. В небольших композициях он обращается к «большим» темам символического, философского звучания: «Дорога в бессмертие», «Святая Русь», «Время собирать камни».

«Время собирать камни» — так называется наша выставка. «Время собирать камни» — так называется работа А. Криволапова, которую создает он незадолго до своей трагической гибели. Само это выражение, из Книги Экклезиаста, имеет несколько коннoтаций: «время все расставит на свои места»; «рано или поздно, любому воздастся по заслугам»; «время восстановления после разрухи»…. Настала пора восстанавливать картину волгоградского искусства второй половины ХХ века, пока еще хранятся наследниками работы тех, чьи имена мы начинаем забывать. Работы тех, кто отразил в своем творчестве непростое, противоречивое время.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО