Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
Галерея «Прошлый век» (Санкт Петербург)
приглашают Вас
НА ВЫСТАВКУ
«Возмутитель трех континентов»
10 июля-29 сентября
Выставка представляет произведения отца русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882 – 1967)- одной из центральных фигур русского авангарда, художника, поэта теоретика и пропагандиста искусства модернизма. Совместный выставочный проект организован художественной галереей «Прошлый век» (Санкт-Петербург) и Волгоградским музеем изобразительных искусств имени И.И.Машкова.
На экспозиции зритель увидит Бурлюка «неканонического». Она знакомит с его искусством раннего и позднего периодов, обычно затмеваемых громогласным и нередко возмущавшим современников футуристическим формотвоизвержением.
Стилистическая неоднородность, непредсказуемость, художественная «всеядность» Бурлюка отмечалась его современниками и объяснялась его жадностью к жизни, всепоглощающим интересом ко всему новому. Та же многогранность, прихотливость были свойственны и поэзии Бурлюка.
Выставка демонстрируется в пространстве интерактивной «Мастерской Машкова». «Король четвертого измерения» Бурлюк приехал в гости к товарищу по художественному объединению «Бубновый валет» «королю натюрморта» Машкову неслучайно. Мастеров многое сближало, прежде всего, умение наслаждаться жизнью, искреннее восхищение предметной красотой мира, нескрываемое любование природой и человеком. Кажется, что они смотрели на этот мир с жадностью и энтузиазмом, воспринимая его как великолепно приспособленную для всяческого изобретательства и затей мастерскую. Обоих мастеров отличает удивительная способность меняться, обусловленная отвагой, позволяющей не зависеть от уже достигнутого.
Ранние пейзажи Бурлюка 1901-1907-х гг. из собрания галереи «Прошлый век» («Лесной пейзаж с рекой», «Горный пейзаж», «Летний лес», «Ники на прогулке») выполнены в импрессионистическом русле. К моменту их написания за его плечами была учеба в Казанской художественной школе, дружба с Николаем Фешиным, Одесская художественная школа, занятия в Мюнхене в Королевской Академии, знаменитой мастерской Ф.Кормона в Париже, участие выставке «Союза русских художников». Вихреобразный почти фовистский мазок, скульптурно лепящий живую колышущуюся живописную ткань, подвижная композиция, подчеркивающая неповторимость увиденного мгновение- неизменные слагаемые темпераментного почерка Бурлюка. «Поэт-всегда ручеящий игрок, тиранящий слова для наслаждения».
А потом были путешествия по Европе, выставки и акции «Бубнового валета», дружба с будетлянами Маяковским, Хлебниковым, Каменским, «Рыкающий Парнас», «Гилея», поездки с поэзо-лекциями по всей стране от Москвы до Владивостока, кубофутуризм, Япония, Америка, Австралия, опять Америка...
Искренность, внутренняя подвижность, упругая телесность, объемность фактуры, густой цвет, стремление к декоративности, абсолютная непредсказуемость- все это сохранится в течении всего творчества и присутствует в поздних, «американского периода» работах из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств. Рисунки «Маруся Бурлюк», «По дороге на этюды» и живописные работы «Цветы на берегу моря. Флорида», «Портрет артиста Н.Черкасова» стали одними из самых первых экспонатов музея. Они были подарены автором в 1961г. в знак глубокого уважения к подвигу нашего города. На подрамнике одного из произведений было написано «С уважением и любовью музею Сталинграда от Давида и Marussia Burliuk». Маруся Бурлюк- пианистка Мария Никифоровна Еленевской - любовь, пронесенная мастером через всю жизнь, ее образ присутствует на выставке. Давид Бурлюк называл ее «Путеводная Звезда» и «Прелестная Маруся». В работах из волгоградского собрания нашли отражение своеобразная множественная перспектива и «каноны сдвинутой конструкции», которые разрабатывал художник еще в России.
Начала и итоги большой творческой жизни- произведения выставки предвосхищают и говорят о важнейшем в феномене Бурлюка и его искусстве, которое точнее всего определяет слово «живое». Немало эта выставка говорит и о его поколении- генерации великих мечтателей, реформаторов реальности, навсегда изменивших облик искусства.
Всепобеждающая любовь, внутренняя независимость, искренний интерес к людям и жизни делают значительными для нынешних зрителей каждое его творческое проявление.Как сказал поэт Василий Каменский, «имя «Давид Бурлюк» всегда было и есть именем интернациональным, как солнце на небесах».
P.S. Несколько фактов. Бурлюк был одноглаз, т.е. один глаз его был искусственным. Свои многочисленные лекции он читал бесплатно. Бурлюка можно назвать первым русским художников-акционистом. В 1910-е он мог явиться на выставку с раскрашенным лицом, в цилиндре и с деревянной ложкой в кармане. Однако, эти факты нельзя назвать самыми экзотичными в его биографии...
Экспозиция будет работать с 10 июля по 29 сентября 2014 г. в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: Волгоград, проспект Ленина,21. тел.(8442) 38-24-44(8442) 38-24-44, (8442) 38-59-15(8442) 38-59-15;