«Вихрь» русской души. | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
01.07.2014 - 28.08.2014
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Вихрь» русской души.

К 145-летию со дня рождения Филиппа Андреевича Малявина.
Живопись и графика из фондов ВМИИ.
Формат экспозиции: выставка в выставке.

Путь Ф.А.Малявина в искусстве типичен для многих великих деятелей русской культуры рубежа XIX – XX веков. Современники сравнивали его с М. Горьким и Ф. Шаляпиным. Увлекаемый своим талантом и помощью многих людей, желающих поддержать одаренного крестьянского мальчика, он достиг вершин признания и стал одним из самых модных живописцев эпохи «серебряного века».

Собрание произведений Ф.А.Малявина в Волгоградском музее изобразительных искусств включает в себя три живописных и ряд графических работ. Они поступили в Волгоградский музей из частных коллекций. Так, шесть представленных на выставке рисунков были подарены музею уроженцем Царицына, замечательным художником и рисовальщиком, К.И. Финогеновым, а картина «Крестьянская девушка» ранее находилась в коллекции знаменитой певицы Лидии Руслановой.

Хронология жизни художника, как зеркало отражает вихрь эпохи, изменившей облик Европы и России в XX веке. Он родился 10 октября 1869 года в селе Казанки Самарской губернии в бедной крестьянской семье. На средства, собранные односельчанами, талантливый мальчик был отправлен в Афонский монастырь учиться иконописи. Там, в Греции его рисунки увидел скульптор Беклемишев и привез с собой в Санкт-Петербург, в Академию художеств. Занимался Малявин много, увлеченно, обгоняя курс. Получал медали и вскоре стал знаменитым. В 1895 году две его картины приобрел в коллекцию П.М.Третьяков.

Ученик И.Е.Репина очевидно опережал движение искусства, восхищал одних и возмущал других. Дипломная работа «Смех» была отвергнута Советом Академии, а через год в Париже на Всемирной выставке её ждал феноменальный успех и золотая медаль. О Малявине узнала вся Европа. Признание художник получил за изумительно точное понимание крестьянской темы. О Малявине, как несравненном певце русской крестьянской жизни, писали газеты. Ему заказывали портреты и покупали его картины представители самых «громких» фамилий того времени. Нищета осталась в прошлом. Он купил усадьбу недалеко от Рязани и вместе с женой и дочкой удалился от шумной столичной жизни. Почти двадцать лет он писал тех, кого хорошо знал, чувствовал, любил и понимал: крестьянских детей, «баб» и «девок», стариков и старух.

В 1906 году Ф.А.Малявин снова заставил говорить о себе, представив на выставке «Мира искусства» полотно «Вихрь». Сейчас эта картина воспринимается как гениальное предчувствие грандиозных потрясений России. Художник получил звание академика живописи.
После революции 1917 года Ф.А.Малявин переехал в Москву. Он искренне старался встроиться в новую жизнь, даже получил пропуск в Кремль и рисовал В.Ленина. Но скоро понял, чем грозят перемены многострадальному русскому крестьянству. Под предлогом организации зарубежной выставки в 1922 году он вместе с семьей покинул советскую Россию.

Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А.Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.
При стремительном захвате Бельгии нацистскими войсками, художник оказался на оккупированной территории и был арестован. Заступничество немецкого офицера, хорошо разбиравшегося в искусстве, спасло известному живописцу жизнь. Однако путь домой, в Ниццу пешком, через пол-Европы, отнял силы и здоровье. В декабре 1940 года Ф.А. Малявина не стало.

Крестьянских женщин Малявин писал и рисовал на протяжении всей своей жизни. Игорь Грабарь называл рязанских моделей Малявина – «феи». Он говорил, что его «девки» и «бабы» не просто портреты и этюды, а «целый мир, совсем особенный, никем до того не замеченный…Он воплотил в странных образах, сотканных из элементов реальных и в тоже время фантастических каких-то загадочных фей».

Стиль рисунков, как и живописную манеру Малявина невозможно спутать. Рисовал он ежедневно, с самого детства. Уезжая из России, оставил друзьям альбомы рисунков, где только автопортретов более двух тысяч. Для рисования, художник самостоятельно изготавливал карандаши с плоскими, как лопаточки остриями. Это позволяло рисовать быстро, не меняя грифеля наносить и тонкие линии, и широкие, жирные штрихи. Сочетая контуры с эффектами светотени, добавляя иногда цветные карандаши, он вызывал ощущение богатой игры красок, фактур, чувство пространства, света и воздуха.

Поэтика русской души, русского народа, рожденная гением Ф.А.Малявина, не похожа ни на жесткий реализм передвижников, ни на бравурный социалистический реализм. «В этом вихре красок есть что-то, заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Благодаря собственным экспериментам с технологией изготовления красок, растертых вручную с добавлением венецианского терпентина, копалового лака и льняного масла, живописный слой картин был удивительно ярким, долго не застывал, а при повышении температуры воздуха «оттаивал». Картины начинали «дышать», заставляя зрителя ощутить мощное движение композиции, жизни, истории. Художник видит русских крестьян такими – стихийными, динамичными, «вихреватыми». Интуитивно он предчувствовал момент, когда народная стихия вырвалась из берегов и погрузила страну в страшную смуту. Но также, он предчувствовал и острую тоску по России уходящей, патриархальной, казалось, «вечной».

Экспозиция будет работать с 1 июля по 28 августа 2014 г. в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: Волгоград, проспект Ленина,21. тел.(8442) 38-24-44, (8442) 38-59-15

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО