ВИКТОР КОВАЛЕНКО:<br>РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
29.01.2016 - 29.02.2016
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

ВИКТОР КОВАЛЕНКО:
РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ

Персональная юбилейная выставка заслуженного художника РФ В.Т. Коваленко.
Открытие 29 января в 17:00

На выставке представлено более 50 произведений живописи и графики известного волгоградского живописца, яркого и самобытного мастера, художника-педагога Виктора Тихоновича Коваленко. Художник родился в Сталинграде в 1946 г., в 1966 г. он  окончил  Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого; в 1973 — Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. С 1974 г. он является участником всесоюзных, республиканских, всероссийских, зональных  и групповых выставок, также многочисленных выставок за рубежом. Виктор Коваленко - член Союза художников России с 1981 года, неоднократно он был членом правления Волгоградской организации Союза художников России. В 1999 г. ему присвоено звание Заслуженного художника России. Искусство В.Т.Коваленко хорошо известно в стране и за рубежом. Его работы находятся в музеях Москвы, Волгограда, Волжского, а также за рубежом: музеях Будапешта, Остравы, Оломоуца и др. В 2000 г. Коваленко был членом зонального выставкома «Большая Волга». С 1997 г. мастер преподает в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете и является создателем целой художественной школы. В 2002 г. ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре рисунка, живописи и скульптуры, а в 2008 г. ─ звание профессора дизайна и монументально-декоративного искусства. В 2010 г. Коваленко В.Т. стал лауреатом государственной премии Волгоградской области I степени в сфере искусства в номинации «Живопись».

Такая короткая биография и такое огромное количество работ: картины, пейзажи, портреты.  Каждая выставка художника — это событие. И не только для самого автора. Но и для зрителей. Мир картин художника сложен и неоднозначен. Работы, несмотря на изображенные на них привычные предметы, необычны и неожиданны. В них реальность похожа на иллюзию, а иллюзия настолько реальна, что, кажется, что это и есть привычный, окружающий нас мир. Именно эта двойственность и привлекает в его работах.

В них перепутаны жанры (пейзаж подан как натюрморт, а натюрморт оказывается фрагментом пейзажа), стили (реальный мир наполнен гипсовыми формами, слово «реализм» приобретает различные приставки), виды искусства (скульптура проникает в живопись, а живопись состоит из скульптурных форм). Иногда встает вопрос об отношении художника к реализму. Но реализм Виктору Коваленко безразличен, ему не безразлична реальность. Погружая зрителя в мнимый хаос предметов и иллюзий на своих картинах, он заставляет их понять суть обыденных вещей. Общую структуру его картин определяет именно предмет, вырванный из круга привычных связей и открывающий путь к свободному обращению с формой и цветом. Поэтому живопись художника воспринимается как цитата из действительности. И эта сложность всегда привлекает внимание к работам Виктора Коваленко.

Виктор Коваленко объездил всю страну с названием СССР — от Карелии до Якутии, от прикаспийских степей до тундры. Но лучше всего он изучил свой родной край. На лодках прошел все его реки и речушки. Отсюда и любовь к волжским просторам. И пустые деревни, и овраги, и пейзажи поймы, и речные берега Волги, Ахтубы, Дона на его картинах — это памятники родным местам, вроде «Хоперского некрополя». Изображая хоперскую землю, он словно утверждает, что эти места являются таким же истоком красоты, как и земля Эллады. В дальнейшем он продолжит эти идеи в триптихе «Классические искусства», в которых памятники Древнего Египта, Древней Греции и Рима естественно войдут в пейзажи волжской земли.

При первом взгляде на работы художника поражаешься их простоте. «Скучный пейзаж»: на заснеженном поле темнеет ствол одинокого дерева, которое стоит в окружении двух столбов, как в почетном карауле. И снова пейзаж, но только летний, на котором зеленые ветви словно застывают в своей неподвижности, запутываясь в гипсовых формах. Мир тихий, переходящий в безмолвие и даже вечность. Удивительно земной и вместе с тем ирреальный. Случайному зрителю может показаться, что художник не утруждает себя сюжетами. Однако все его картины полны сюжетов, причем многозначных. Все они о том, что красота в привычных простых вещах — пойма, волжские степи, заснеженные поля… Художника не волнуют внешне красивые пейзажи: отражения в воде, эффектные облака в высоком небе, цветовые насыщенные контрасты. Его мир прост и многомерен. Увидеть красоту в привычном и обыденном гораздо сложнее, а еще сложнее ее передать и научить зрителей ее видеть и понимать. В этом и есть цель художника.

То же можно отнести к портретам тех, кто живет на этой земле. Героизм у художника — это простой повседневный труд. Это волжские капитаны, которые видят любимую художником природу  волжской земли, это поэты, ее воспевающие, и его современники.

Все такие разные работы на первый взгляд с трудом собираются в цикл. Но при внимательном его «прочтении» становится ясен замысел художника. И тогда и «Скучный пейзаж» и «Молодой казак», «Портрет капитана» и «Ностальгия», «Серафимович зимой» и «Старая церковь» становятся звеньями одной цепи. Это летопись о природе, людях и истории края. И во всех работах виден Художник —  зрелый мастер, до тонкостей знающий свое ремесло и воспринимающий окружающее своим особым тонким зрением.

Поэтому закономерным завершением этой летописи стали две работы — «Сталинградский св. Георгий» и «Сталинград выстоял». Картин патриотической тематики в творчестве художника немного. К этому жанру можно отнести и диптих «Война и Мир». Но все они связаны именно с этой землей, красоту которой он передавал в своих пейзажах. И с историей семьи. Отец художника защищал Сталинград. В память об этом он дает его портрет в группе солдат выстоявшего Сталинграда.

Несмотря на такие, внешне разные, эти работы составляют именно живописную серию о волжской земле. И тогда даже самые простые, на первый взгляд пейзажи, кажутся наполненными патриотизмом. И не внешним, громким, а тихим и подлинным.

Полончук Т.А.,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России.

Экспозиция будет работать с 29 января по 29 февраля 2016 г. в  Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова по адресу: г. Волгоград, проспект Ленина, д. 21.
Тел. (8442) 38-24-44, (8442) 38-59-15;

ВИКТОР КОВАЛЕНКО: РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО