Выставка из фондов Третьяковской галереи впервые знакомит волгоградского зрителя с искусством и творческой личностью Василия Васильевича Рождественского (1884-1963) — соратника И. И. Машкова по художественному объединению «Бубновый валет». Она расположится в выставочном зале ВМИИ на время, которое волгоградские работы Машкова будут демонстрироваться на монографической выставке в Третьяковской галерее. Экспозиция В. В. Рождественского — самого загадочного и неизвестного широкому зрителю бубнововалетца — будет дополнена работами мастеров того же объединения из собрания ВМИИ: Кончаловского, Машкова, Лентулова, Фалька, Осмеркина.
Василий Рождественский, вместе с Машковым, Кончаловским и Куприным был организатором «Бубнового валета». Если в 1910-е годы объединение способствовало обновлению языка искусства и консолидации художественных сил русского авангарда, то в 1920-е его мастеров стали называть хранителями живописных традиций. Изначальная концепция «Бубнового валета» представляла собой сплав открытий европейского искусства: сезаннизма, кубизма, фовизма — и духа народного балаганного празднества. Рожественский, в отличие от других «валетов», больше был увлечен кубизмом, чем примитивизмом.
Несмотря на то, что в 1910–1920-е годы картины Рождественского высоко ценились и часто экспонировались, а сам художник активно преподавал, его искусство оказалось в стороне от большинства драматичных столкновений, составивших историю отечественного искусства и «не вошло в учебники». В той же мере неординарна его биография, в которой были служба на фронте, участие в революционном движении, тюремное заключение, путешествия… Его психологический и творческий характер отличаются глубоким своеобразием и независимостью. Он не стремился к активной общественной реализации, но сосредотачивался на углубленной работе в мастерской и на пленэрах.
Самые ранние из представленных на выставке работ относятся к 1912 году. Это сиенские пейзажи, написанные в период изучения методов Сезанна во время путешествия по Италии. Излюбленным жанром Рождественского в конце 1910-х стал натюрморт. В его постановках часто фигурируют предметы хрустальные, стеклянные, полированные, преломляющие и отражающие свет («Весна»; «Натюрморт с черной бутылкой»).
После революции, с 1918 г. Рождественский, как и другие бубнововалетцы, начал преподавать в художественном заведении нового типа — в Государственных свободных художественные мастерских (ГСХМ). Новый расцвет его творчества был связан с работой в живописных местах на берегу озера Удомля в Тверской губернии, где открылся филиал ГСХМ. Прежние формальные приемы отступают перед восхищением окружающим миром. «Реальность настолько прекрасна, что нет желания видоизменять ее», — писал художник. Здесь Рождественский обрёл и семейное счастье. На выставке представлен царственный портрет жены художника Натальи Ивановны, в котором звучат отголоски классического искусства. Наталья Рождественская была исследователем, собирателем фольклора. Супруги вместе ездили в экспедиции, в которых по-своему изучали нашу страну и обогащали друг друга. Значительная часть представленных на выставке работ написана в их поездках по Русскому Северу, Средней Азии, Крыму. Рождественских привлекали локусы, где сохранилась изначальная гармония природы и человеческого сообщества. Натальей Ивановной была написана монография о Василии Рождественском, которая до сих пор остается неизданной.
Живопись Рождественского отличает особая ясность пластических построений, музыкальность, тонкое и благородное цветовое видение, активная работа с пространством и светом. Эти черты объясняются сложностью и многогранностью его восприятия жизни в разных аспектах: конструктивных, колористических, нравственных. Шестнадцать живописных шедевров из фондов Третьяковской галереи дарят встречу с мудрым и утонченным искусством, нацеленным на осмысление вечных вопросов, переживание красоты мира.