В ПОИСКАХ «СТИЛЯ ЭПОХИ» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
30.10.2020 - 31.12.2020
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

В ПОИСКАХ «СТИЛЯ ЭПОХИ»

Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова с 30 октября 2020 по 31 декабря 2020 представляет  экспозицию  «В поисках «стиля эпохи» к 120-летию Алексея Федоровича Пахомова.

В экспозицию вошли произведения из фондов ВМИИ им.И.И. Машкова: Этюд. «У окна. В родной деревне» (1921); рисунки «Коммунарка» Из серии "Коммуна "Красивая Меча"» (1931); «Коммунар из Коммуны "Сеятель"» (1930), «Эскиз к панно "Советские дети"» (1935-1937); автолитографии и литографии (1930-1960), а также книжная графика (1920-1940).

«Всякий художник переживает очень важный период в своей жизни, период становления, переход от ученичества к обретению своего лица, своих художественных приемов, начиная с уменья по-своему рисовать глаза и нос и кончая созданием своего поэтического мира. Этот путь не всегда бывает осознанным. Для меня он проходил под знаком поисков «стиля эпохи». А.Ф.Пахомов.

Алексей Федорович Пахомов  (1900-1973) – удивительный рисовальщик и мастер литографии. Большое влияние на становление художника оказали детские годы, яркими воспоминаниями стали лубочные картинки, развешенные в родном доме в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.

Душевное единство с родными местами художник пронес через всю творческую жизнь. «Я любил деревню и каждое лето уезжал в свое родное Варламово, и эти летние месяцы были самыми плодотворными в моей работе. Кажется, все мои творческие находки возникали в деревне, и там я, как аккумулятор, творчески заряжался для работы на остальную часть года. И, естественно, я охотнее всего брал темы из деревенской жизни». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

«Во всех этих портретах при несомненном сходстве с натурой я все же рисовал то, что хотел видеть, а видеть мне хотелось в своем современнике черты человека будущего. Поэтому меня и влекло к изображению молодежи. Душевная ясность и чистота юности, ее стремление к благородному и возвышенному безмерно привлекательны, и я невольно подчеркивал широко открытый взгляд, стройность и бодрость осанки, готовность к действию». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

После Февральской революции в Училище преподавали замечательные мастера и педагоги М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке, сделанной в один взмах, «набело» на листе. После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году художник учился у В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-1923 годах они создали «Объединение новых течений в искусстве», группы «Четыре искусства» и «Круг художников», в который вошел Пахомов.

«Мы, «круговцы», в своей живописи искали стиль эпохи, искали, может быть, излишне лабораторно, но поскольку заказов не только на значительные, но вообще ни на какие произведения мы не имели, то эта лабораторность была извинительна». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

«И в поисках стиля мы обращались к древнерусскому искусству, к искусству Возрождения, к средневековью, к искусству Египта, но рассматривали это прошлое, несмотря на отрицание искусства XIX и XX веков, именно через призму этого искусства; правда, иногда эта призма была столь непроницаема, что на поверхности холста оказывалось только одно французское искусство последнего времени без всяких посторонних примесей». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом «искусство в производство» художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты «Окон РОСТА» казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.

«Послесезанновское искусство перестало считаться с закономерностью строения человеческого тела, с взаимосвязанностью всех его частей, с законами его движения и пропорций. Традиции античности и Возрождения были отвергнуты. Я пришел к убеждению, что надо вернуть искусству человека не только как объект сюжета, а как неисчерпаемый источник радости пластического и стилистического порядка».  (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники В.М.Конашевич, К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения. Мастерски владея рисунком, Пахомов блестяще передавал непосредственность детского характера: от озорства до серьезности не по годам.

Коллективизация сельского хозяйства была историческим этапом в жизни страны и как событие превратилась значительный творческий этап для художника.

«Сначала я поехал в коммуну «Сеятель», чтобы увидеть и постараться изобразить то новое, что уже есть в сельском хозяйстве... Ранее я так и представлял себе, что при социализме тяжелый мозольный крестьянский труд заменят машины, но я не предполагал, что работа на этих машинах – отнюдь не такая легкая. Я не работал, я только глядел, как другие работают, и тем не менее так уставал, что едва добирался до дому вконец измученный и разбитый. Правда, тогда я этого не сознавал, а сейчас, вспоминая то время, понимаю, что это «глядение» требовало от меня величайшего душевного напряжения». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу») Решая профессиональные задачи, художник опирался на опыт наблюдений и зарисовки, В них, этих беглых набросках, виден и меткий глаз наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть подмеченную жизненную ситуацию, осмыслить исторически значимое событие.

В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек». Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.

Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.

 «...наперекор искусству прошлого, которое воспело женское тело сияюще-белым, среди простыней и драпировок, мне хотелось изобразить красоту тела загорелого и не в интимном интерьере, а в местах общественных, на пляже, на стадионе – на солнце. И во всех фигурах, мной изображенных, загорелое тело чередуется с проблесками белой кожи, которая реже всего открывается солнцу...

В прошлом искусстве обнаженная женщина изображалась чаще всего полулежащей, пассивной и созерцательной. И это, в известной мере, отвечало положению женщины в обществе. Теперь же, когда женщины почти во всех областях жизни стали работать наравне с мужчинами, изображение пассивной созерцательности женщины казалось неуместным». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

Первый опыт общения с детьми через книгу проявился в иллюстрациях к произведениям С.Маршака, Е.Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.

Подход к иллюстрированию детских книг этого времени был новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился целостный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки «жили» в тексте, а не сопровождали его. С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах «Чиж» и «Еж». Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. «Графичная живопись» в работах художника превращается в «живописную графику». Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном захватчиками. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл «Ленинград в блокаде». И снова главными героями его графических произведений становятся юные горожане, пережившие вместе со взрослыми все тяготы этих суровых дней. «Все сердца бились в унисон, и у всех была одна мысль, одна цель – все для победы!».

«Все герои моих листов не ряженые, а подлинные, живые люди тех блокадных дней, начиная с композиции «В стационар», где я изобразил художника Ярослава Николаева, и кончая девушкой-милиционером на перекрестке у Кировского моста. Я считаю, что вся серия «Ленинград в дни блокады» может считаться и вымыслом художника и одновременно совершенно доподлинным, достоверным документом времени». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий «В нашем городе» (1944-1946). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность.

«Документальность была первым условием в моей работе, но отнюдь не главным. Самым главным желанием было создать изобразительную песню, поэму о старательных, выносливых и скромных наших девушках и о нашем не раз воспетом во всех видах искусства прекрасном городе… Я часто, любуясь городом, думал: вот он, пушкинский Петербург, тогда тоже не было трамваев, машин, и многолюдного движения, эта архитектура рассчитана на более спокойную среду, только тогда ее красота величава и торжественна, а чтобы перекричать уличный шум, движение и пестроту современного мирного города, очевидно, нужны другие архитектурные масштабы, другие линии, другие пропорции». (А.Ф.Пахомов «Про свою работу»)

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает бытовые сюжеты и запечатлевает простых людей, занятых повседневным трудом. Детские образы сохраняют трогательность и непосредственность. Художник остается верен себе и для нескольких поколений детей книги, иллюстрированные Пахомовым, стали первыми проводниками в жизнь.

Выставка проходит по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21 тел: 38-59-15, 38-24-44

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО