Теплый ветер. Из дагестанской серии Виктора Цигаля | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
23.06.2023 - 18.09.2023
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Теплый ветер. Из дагестанской серии Виктора Цигаля

«Был он длиннонос, высок, рукаст,
Талантлив, остроумен и горласт,
Писал картины, рисовал
И книжек множество издал…»

Владимир Цигаль «Двое»

 

Виктор Ефимович Цигаль (1916-2005) – художник удивительной широты интересов: станковая и книжная графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура. Современники отмечали его жажду познания жизни, трудолюбие, наблюдательность, чуткость, исследователи – романтический, поэтичный характер его творчества.

Цигаль был страстным путешественником, торопился как можно больше увидеть и запечатлеть. Он посетил множество мест не только по всему Советскому Союзу, но и за рубежом: 1947 – Армения, 1948 – Воронежская область, 1949 – Кубань и Крым, 1950 – Волго-Дон, 1951 – Подмосковье, 1953 – Ненецкий автономный округ, 1954 – Республика Коми и Алтай, 1956 – Италия, 1959 – Переславль-Залесский и Борисоглебск, 1960 – США, Англия, 1961 – Голландия, Франция, 1965 – Азербайджан, ГДР, 1975 – Танзания…

И это далеко не полный перечень. Каждая поездка была для художника временем активной творческой работы, возможностью погрузиться в иной быт, культуру, изучать местные обычаи и традиции. В.Е. Цигаль свободно входил в новую среду, знакомился с людьми, стремился запечатлеть наиболее характерные сцены, праздничные события и трудовую повседневность.

Однако при таком многообразии были у художника и «места силы», куда он неоднократно возвращался. Среди них – Дагестан. В Дагестане Цигаль побывал четыре раза, с 1959 по 1961, потом вспоминал: «…Захватывает и влечет необычайная красота и величие этих мест. Она овладевает тобой, заставляет искать все новые и новые места, и всякий раз как бы заново открываешь мир первозданной красоты…»

Результатом этих поездок стала серия рисунков «Дагестан». Она относится к одним из самых ярких страниц творчества Виктора Цигаля. Художник был восхищен красотой и величием природы, самобытным укладом жизни. В больших цветных листах серии он ищет общую декоративность композиции, эмоциональную выразительность цвета, контура, силуэта. Рисунки дагестанской серии (а их всего около тридцати) не требуют последовательного рассмотрения, каждый представляет собой самостоятельное произведение, выявляя ту или иную грань жизни высокогорных селений.

Художник посетил аулы Балхар – древний центр гончарного производства – и Кубачи – центр художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву. Эти, а также другие народные художественные ремесла – ковроткачество, златокузнечество и др., – произвели впечатление на Виктора Цигаля, который питал серьезный интерес к прикладному искусству.    

Вот отрывок из книги В.Е. Цигаля «В Дагестане», изданной в 1963 году: «В Кубачах вяжут чулки и ткут ковры… На площади молодая женщина развернула ковер, только что снятый со станка. Старые женщины одобрительно качают головами. Густые сочные краски, узор угловато рисует геометрические фигуры, цветы, медальоны и фигурки птиц и зверей.

Кубачинцы от мала до велика носят шерстяные носки. Вяжут их все женщины и девочки аула. Вяжут безостановочно. Почти всегда и везде можно увидеть их за вязанием… Чулки можно вязать за разговором, и потому работницы в своих прекрасных нарядах собираются в группы… Только рисуй!» Впечатления от увиденного нашли выражение в рисунке «Ковровщица».

Резкие ракурсы снизу вверх, крупные передние планы, мягкость и глуховатость гуаши, сдержанное звучание линии составляют пластическую ткань рисунка «Турник», формирующую поэтический образ. Сюжет графического листа был подсмотрен в действительности: «Среди молодежи в ауле много спортсменов. Вспоминается такая картина: утром старики стоят в шубах у турника, а юноши в тельняшках крутят на турнике “солнышко”. Резкий контраст возрастов, одежды. Динамика и статика. Молодые удивляют стариков». Сопоставляя день и ночь, старое и молодое, художник одновременно сопоставляет традиционный старинный уклад и современность. Это сочетание поразило художника во время пребывания в Дагестане.     

Тема юности – сквозная в дагестанской серии Цигаля. На рисунке «Песня» она воплотилась в образе простого советского мальчишки, юного мечтателя, идущего по горной тропе в компании ослика, с песней, радуясь солнцу, ветру, ветке красной рябины.

Не случайно выдающийся советский художник Александр Дейнека высоко оценил дагестанскую серию: «…Цигаль со своим “Дагестаном” вводит нас в иной мир своими смелыми приемами композиции, подчеркнутой декоративностью листов, не мешающих видеть много человечного, чистого в его простых персонажах».

«Теплый ветер» – первая выставка в рамках проекта «В зеркале XX века. Мастера отечественной графики», реализуемого при поддержке Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов».

 

Основные даты жизни

21 мая 1916 – Родился в Одессе, в семье инженера, строителя электростанций

1929 – Переезд семьи в Москву

1934-1938 – Учеба в Московской областном художественном училище памяти 1905 года

1938-1943 – Учеба в Московском художественном институте (сейчас МГАХИ им. В.И. Сурикова)

1942 – Участие в выставке «Художники Урала», Свердловск

1943-1945 – Служба в армии в звании солдата 10-го гвардейского Уральско-Львовского добровольческого танкового корпуса. Художник политотдела

1946 – Окончание Московского художественного института

1947 – Вступление в члены Московского Союза советских художников

1956 – Начало работы в декоративно-прикладном искусстве

1957-1965 – Творческие поездки в Дагестан

1960 – За рисунки из серии «Дагестан», выполненные в 1959-1960 гг., присуждена серебряная медаль Академии художеств СССР

1961 – Творческие командировки в Голландию и Францию

1962-1966 – Творческие поездки к Азовскому морю

1964 – Персональная выставка в Центральном Доме композитора, Москва

1965 – Поездка в ГДР

1965-1973 – Творческие поездки по Азербайджану

1968 – Присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Персональная выставка в Белграде

1969 – Персональная выставка в Варшаве

1975 – Персональная выставка в Дар-эс-Саламе, Танзания

1981 – Начало работы над скульптурными композициями

1987 – Персональные выставки в Москве, Ленинграде. Присуждение Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за работы, выполненные в технике металлопластики

1989-2004 – Работа над серией «Прогулки по Старому Арбату»

1990-е – Поездки в Италию

1995 – Член-корреспондент Российской Академии художеств

1997 – Действительный член Российской Академии художеств

2002 – Присуждение звания Народного художника РФ

21 марта 2005 – Скончался в Москве

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО