Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
23.10.2015 - 21.12.2015
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино

Правительство города Москвы
Администрация Волгоградской области
Московский музей-усадьба Останкино
Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова

В рамках Дней Москвы в Волгоградской области Выставка
«Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино»

Открытие 23 октября в 14:00

В Московском музее-усадьбе Останкино хранится  небольшая, но интересная коллекция русского акварельного портрета XIX в. – времени расцвета этого жанра. 56 работ из нее  представлены на выставке, которая откроется Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

Выставка  включает произведения как прославленных художников-акварелистов, так и мастеров менее известных или  незаслуженно забытых. Среди них есть работы  и столичных знаменитостей  - П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Рокштуля, М.И.Теребенева,  и московских художников - А.И.Стрелковского, С.И.Сударикова, и иностранцев, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.Б.Изабе и его ученика Ж.А.Беннера.

Дополняет выставку  ряд предметов декоративно-прикладного искусства этого времени, аналогичных тем, что служили аксессуарами портретов.
Русский акварельный портрет – самобытное явление, связанное одновременно и с общестилевыми, и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу сентиментализма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам,   с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием.  На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные  особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы  заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику гораздо большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и небогатым чиновникам и купцам. Со временем появились художники, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия  более дешевой фотографии. И лишь отдельные мастера, такие как сын знаменитого П.Ф.Соколова, академик акварельной живописи А.П.Соколов, продолжили традиции предшествующих поколений, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портретирования.

К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже  без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нас акварельный портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка в Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова– одна из редких возможностей для волгоградского зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой  владения  акварелью.

Экспозиция будет работать с 23 октября 2015 г. по 21 декабря 2015 г. в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: Волгоград, проспект Ленина, 21.

тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-59-15

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО