Экспозиция знакомит с иконописными произведениями православного искусства из фондов музея Машкова. В нее вошли храмовые и домовые иконы XVII-XIX веков, предметы медного художественного литья из старообрядческих мастерских. Это одна из самых молодых коллекций музея Машкова. Фонд иконописных произведений и предметов медной литой художественной пластики стал активно формироваться с 1980-х годов и сегодня является украшением собрания Волгоградского музея. Коллекция отличается стилистическим разнообразием, она включает иконы как столичной, так и провинциальных школ Ярославля, Холуя, Сызрани, Вятки. Здесь есть произведения, созданные в академических и старообрядческих традициях. Значительное место в собрании занимают иконописные образы, посвященные излюбленным святым.
Согласно христианскому вероучению, святые – люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу. Этой праведностью они «стяжали благодать», преобразилась их суть, и они обрели жизнь вечную. Считается, что в святых уже воплотился замысел Христа о человеке. О святых повествует уже Ветхий завет – это праотцы и пророки. Новый Завет говорит о многих людях, приблизившихся к Богу, по мере распространения христианства их становится все больше.
Святые почитались заступниками за человеческий род. Люди стремились донести до них молитву, иконы с их изображением помогали понять, в чем состояла их святость. Память о святых тщательно оберегалась, на основе их жизнеописания составлялось житие. Черты их облика, запечатленные в канонических прорисях, сохраняли узнаваемость. События их жития получали символическое толкование, в честь них установлены церковные праздники.
Святыми почитались погибшие за веру мученики (такие, как святой Георгий Победоносец, Иулита и Кириак); иерархи церкви, утверждавшие вероучение (святой Николай Мирликийский); монахи, служившие Господу. Многие святые были унаследованы Русью от византийской традиции с принятием христианства. Велико число святых, «просиявших» на русской земле (преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский).
Главную просительницу за род человеческий видят в Богородице. Многочисленные типы богородичных икон подчеркивают ее роль утешительницы. Дева Мария почитается не только как мать Иисуса Христа, которая дала плоть для вочеловечивания ради спасения людей Бога. Богородицу называют «начатком спасения». В ней первой была достигнута та цель, ради которой совершилось это вочеловечивание: в ней, наиболее полно приблизившейся к своему сыну, была свободна, очищена от греха и искажения человеческая природа.
Пророки – озаренные Богом провозвестники будущего. Взятый живым на небо праведник Илия почитался за его подтвержденную этим близость к Богу. Пророк Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – величайший христианский святой, это последний из пророков, увидевший пророчество сбывшимся. Церковные песнопения прославляют его, подчеркивая его пророческий дар, добровольное отшельничество, его мученичество за правду. Символы евангелистов, авторов Евангелия – главной книги христиан – помещены на иконе Троицы Новозаветной.
Святые виделись своего рода посредниками между людьми и Господом. На иконе «Святой Архангел Михаил с избранными святыми» сакральным центром является образ Спаса Нерукотворного, который держит Архангел- предводитель небесного воинства. Именно к Спасу обращены молитвы святых Флора, Федора, Лавра, Власия. Часто образы святых располагаются на полях иконы, усиливая ее содержание. Слева от образа Богоматери Тихвинской на полях размещен образ святого Андрея Крицкого в позе моления. Святые являются участниками евангельских сюжетов, праздничных икон, сцен Страстей Христовых. Так, на иконе академического письма «Несение креста» мы видим изображение апостола Петра. В сюжете Распятия рядом с фигурой Христа изображены Богоматерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина, которые оставались с Иисусом.
Образы святых, приходя на русскую почву, часто приобретали новые аспекты почитания. Святой Георгий — это общехристианский святой мученик. На Руси особой любовью пользуется одно из чудес святого Георгия «Чудо Георгия о змие». Змей, поверженный сначала Словом Божием, а затем мечом — это символ освобождения человеческих душ от греха и зла. Победу Георгию принесло единство веры и воинской доблести. Он стал покровителем воинства. Интересно, что в народном сознании Георгия стали почитать и как покровителя земледелия и скотоводства. К Георгию обращались с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видели предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и теплого заступника» людей, ибо он «Христов угодник и бесов истребитель».
Один из самых любимых святых в России – Николай Мирликийский, Никола Чудотворец. Он принадлежит к святым святителям, т. е. к святым, которые при жизни были епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в церковной иерархии и обрели святость в служении церкви. Замечательно, что на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая: обретались его чудотворные иконы, совершались чудеса спасения. Поэтому в России сложилось много типов изображения святого Николая. В XIII–XIV вв. святой Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города. Святитель Николай стал поистине народным святым, часто именуемым Николой или Миколой. Ему посвящено большое число литературных памятников, храмов, монастырей, икон.
На Руси икона почиталась как величайшая святыня, как связующая нить, приобщающая к Царствию Небесному. Труд же иконописца, возможный только при чистой и праведной жизни, приравнивался к духовному подвигу, потому многие иконописцы причислялись к лику святых.