Лето — это время для путешествий и свежих впечатлений! Камерная экспозиция, объединяющая картины старых итальянских, голландских и французских мастеров, позволяет прогуляться по разным странам и эпохам, насладиться разнообразием природных мотивов, человеческих типажей и художественных приемов. Искусство XVI-XIX веков — именно тогда были созданы представленные работы — отличается жадным интересом к исследованию современной реальности, вниманием к национальным особенностям. Бережно и внимательно художники воспроизводят облик городов, костюмы, занятия и характеры, они отчётливо выражены даже в мифологических и религиозных сюжетах.
В то же время, эта выставка представляет собой и путешествие по художественным мирам Возрождения и барокко, рококо и классицизма, сентиментализма и романтизма. В каждом из них собственные представления о красоте и назначении искусства. Если картина итальянского мастера эпохи барокко «Елеазар и Ревекка» призвана поражать воображение, то «Портрет старика» созданный последователем Рембрандта, раскрывает сложный и неповторимый мир человеческой личности, а работа французского мастера-сентименталиста «Девочка с собакой» затрагивает нежные струны нашей души, умиляет и утешает.
Выставка дополняет экспозицию «Фарфоровая Россия скульптора Павла Каменского» из фондов Эрмитажа, отмеченную таким же исследовательским энтузиазмом. Все живописные произведения были переданы Эрмитажем в 1961 году, когда формировался наш музей. Создание музея на основе передач из крупнейших собраний страны стало знаком уважения и признательности общества Сталинграду за его подвиг.
Зритель может увидеть произведения с выдающейся судьбой. Картины «Натюрморт. Фрукты» неизвестного голландского художника, «Игра в трик-трак» голландца Эгберта ван Хемскерка, а также «Женский портрет» фламандской школы из мастерской Питера Пауля Рубенса были в числе 317 работ, полученных Екатериной II от берлинского купца И.-Э. Гоцковского. С них началось собрание Эрмитажа.
Крупнейший в России и один из наиболее значимых в мире музеев возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II (фр. Hermitage — «уединенный уголок»). Поэтому в экспозиции находится портрет Екатерины Великой кисти русского живописца А. П. Антропова. Для разросшейся коллекции в 1771–1787 годах архитектор Ю. М. Фельтен построил здание Большого Эрмитажа рядом с Малым Эрмитажем. Складывающийся архитектурный ансамбль Дворцовой набережной дополнило здание придворного Эрмитажного театра. Эрмитажный ансамбль запечатлен на литографии художника немецкого происхождения Карла Беггрова.
Малая частица петербургского музея, украшающая наш культурный ландшафт, как и сам феномен Эрмитажа — свидетельство необходимости и плодотворности художественного обмена, дающего чувство принадлежности к мировым богатствам культуры.