Гордостью Волгоградского музея изобразительных искусств является собрание произведений отечественного искусства ХХ века. Оно включает более 6000 работ, при всем желании музей не сможет продемонстрировать его зрителю полностью. Выставка, организованная по принципу открытого хранения, включает более 80 экспонатов. Одну треть их составляют живописные гиганты. Полотна здесь расположены вплотную от пола до потолка, создавая эффект погружения в стихию искусства, в котором звучит эпоха, уже ставшая историей. Выставка позволяет ощутить как масштабность перемен в жизни нашей страны, так и роскошное изобилие ярких талантов, разнообразие творческих поисков четырех поколений художников.
Это редкая по концентрации шедевров выставка, представляющая главные имена отечественного искусства. Каждый из художников высказал свою правду о ХХ веке и о России, ставшей полигоном для серии масштабных экспериментов. Среди представленных мастеров И.И.Машков и К.С.Петров-Водкин, Г.М.Коржев и А.Г.Тышлер, И.Э.Грабарь и А.А.Лабас, А.Н.Самохвалов и А.А.Дейнека, Н.И.Нестерова и Е.Е.Моисеенко, П.П.Оссовский и Г.Г.Нисский, В.Е.Попков и Н.Н.Андронов, З.К.Церетели и Д.Д.Жилинский.
ХХ век ошеломлял художника ранее невиданными реалиями и воодушевлял на дерзкие опыты, звал в строй созидателей светлого будущего и многократно пересматривал вопрос о смысле искусства. Произведения, представленные на выставке, отразили трансформации облика мира и обилие типажей наших соотечественников. С полотен смотрят космонавты и колхозники, строители и звезды балета, освобожденные женщины Востока и комиссары в пыльных шлемах, рыбаки и художники – ровесники наших прапрадедушек и дедушек.
Посетитель увидит жемчужины коллекции музея: натюрморт И.И.Машкова, «Метростроевку у бетоньерки» А.Н.Самохвалова, «Портрет историка Н.А.Гейнике» П.П.Кончаловского, «Бакинский автопортрет» Т.Ф.Нариманбекова, «Пастушонка» А.А.Пластова, «Весну» Т.Н.Яблонской и др. Экспозицию открывает легендарная скульптурная композиция А.Т.Матвеева «Октябрь» (1927), которая долгие годы находилась в запасниках. Она воплощает мечту об идеальном человеке – строителе нового мира.
В одном экспозиционном пространстве сконцентрированы, свидетельствуя о многократной смене культурных ориентиров, работы 1910-х- 2000-х гг. Выставка позволяет прикоснуться к могучей живописной утопии Ильи Машкова и мастеров «Бубнового валета», романтическим надеждам, одушевлявшим лучшие образцы социалистического реализма, героическому энтузиазму первых пятилеток, трагедии художественной интеллигенции, послевоенной эйфории, правдоискательству мастеров «сурового стиля», философским поискам художников позднесоветского времени, пестрому разноголосию мастеров республик Советского Союза, неофициальному искусству. В экспозиции нашли свое место и произведения волгоградских авторов: П.Ф.Шардакова, Ю.И.Боско, В.Я.Литвинова, В.С.Кудряшова, С.А.Щербакова.
Сегодня становятся очевидны как наше родство с той эпохой, так и необратимость произошедших перемен.Выставка никого не оставит равнодушным. Для кого-то она станет ностальгическим путешествием в свое детство, а для кого-то – встречей с диковинными явлениями, однако, прежде всего, она обращает к полновесному по качеству искусству, ставящему большие задачи.
В то же время, этот проект – свидетельство этапа жизни музея, значение которого трудно переоценить, ведь он обеспечил полифоническое богатство коллекции. Сегодня в собрании музея представлены работы «правоверных» соцреалистов и «московских сезаннистов», приверженцев «неполярного» искусства и «сурового стиля», нонконформистов и примитивистов, символистов и неоэкспрессионистов. В числе экспонентов – художники, жившие в Москве, Ленинграде, Волгограде, Тбилиси, Минске, Владимире, Вильнюсе, Риге, Томске, Киеве и др. На протяжении ряда лет музей вел работу по приобретению работ у современных художников или их наследников. Немало произведений поступило через Дирекцию художественных выставок и панорам, которая приобретала работы на Всесоюзных выставках с целью распределения по региональным музеям.
Верность средствам традиционной живописи, из которых извлекается максимум возможностей, степень сложности крупноформатных композиций, строящих художественные миры с богато ветвящимися смысловыми связями («Майский праздник» В.Е.Попкова) – сегодня видятся удивительными и труднодостижимыми феноменами ушедшей эпохи.
Выставка «Пространство ХХ века. Открытые фонды» – это своеобразная «машина времени», приглашение к размышлению и, в то же время, признание в любви мастерам, чья жизнь пришлась на век больших перемен.