Скоро в выставочном зале музея Машкова на ул. Чуйкова, 37 начинает работу необычный выставочный проект, который состоит из двух самостоятельных выставок одного автора — известного московского художника Леры Козиной. Первая выставка — «Vanity case» (ретроспекции) — открывается 16 декабря 2022 года и экспонируется до 22 января 2023, в основе работ этой выставки фигуративное искусство, но трактованное художником по-своему. Это не натуралистический эрзац, а пластический и цветовой эквивалент мыслей, эмоций, состояний, взглядов самого художника. Следом за ней — с 25 января по 19 февраля 2023 года выставочный зал представляет экспозицию абстрактных миниатюр «Интроспекции» Оба эти проекта представят два полюса, два этапа поисков художника Леры Козиной. Посещение двух выставок нового выставочного проекта доступно по «Пушкинской карте».
Сегодня Валерия Козина хорошо известна многим любителям современного искусства благодаря публикациям в социальных сетях. В 1989 году она окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Свою выставочную историю Лера начала в 1991 году, и на сегодняшний день она является участником множества выставок в России и за рубежом.
- Невидимыми нитями связан этот мир, — рассказывает искусствовед и куратор выставочного проекта «Vanity case» Любовь Яхонтова. — Лера Козина, выставляющаяся сегодня в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Ивановича Машкова работает на мольберте сделанным собственноручно художником Машковым, для своей любимой ученицы Нины Стеньшинской и доставшейся Лере в наследство.
В 2003 году работы Леры Козиной были опубликованы в мировом каталоге «Pictures 2003». В ряду, по алфавиту: Кандинский, Климт, Козина…
В ее работах любого периода, подкупает ощущение свежести импровизации, наполняя листы, холсты живым дыханием. Ее решения берут нас в плен, независимо от того, принимаем мы или не принимаем ее позицию.
В 2019-2020 гг. Лера создает графический проект «Vanity case». Благодаря интернету, этот проект приобрел множество поклонников по всей стране. Проект имеет несколько самостоятельных глав: «Портреты красавиц», «Балерина», «Стюардесса», «В кафе», «Примерка», «На скамейке». Забавные названия самих работ, да, собственно и название самой выставки, которое можно перевести как «дамская сумочка или косметичка», невольно рождают воспоминания о раннем футуризме и ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства - группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 30-х годов XX годов в Ленинграде, в которую выходил Даниил Хармс, Николай Заболоцкий и др.) В этих работах соединилось многое: в них бунтарский дух ранних «Валетов» и позиции «Группы 13», уделявших большое внимание темпу исполнения рисунка, подчеркнутому интересу к бытовым, житейским сюжетам; увлечение творчеством Любови Поповой и Варвары Степановой, отечественной графикой 30-х годов XX века, европейским и русским плакатом начала прошлого века, модной журнальной графикой «золотых» 20-х. Но эти культурные наслоения не умоляют, а только подчеркивают своеобразие серьезного художника.
В ее «барышнях», которые и являются героинями этой выставки, точно подмеченные черты, жесты, ужимки. В каждой своей героине она находит неповторимый, индивидуальный штрих. Они эмоционально активны и таинственны. При всей гротесковости трактовок, эти образы лишены шаржированных интонаций. Ирония ее веселая, заражающая неиссякаемой фантазией, завораживающая своей пластической игрой и жизнелюбием, своей дерзостью и остроумными решениями в пластических и образных ходах.. Это какая-то высвобожденная энергия игры, добра, любви, решенная в невероятных ритмах, композиционных построениях и колористических решениях, где каждый цвет – отдельный солирующий образ: дивный красный, во всех возможных регистрах, благородный зеленый. Эта эксцентричная история выплеснута на нас крепкой рукой, где каждое касание листа – след быстрого уверенного жеста.