Масштабная выставка, открывающаяся в выставочном зале музея Машкова на ул. Чуйкова, 37 в преддверии весны, посвящена теме, которая никого не оставляет равнодушным. События последнего года заставили нас по-новому взглянуть на то, насколько значимо для нас наше тело. Настало время взглянуть на него сквозь призму искусства.
Выставка «Почему ню?» - первый опыт обращения Волгоградского музея изобразительных искусств к этой теме. В нее включены работы, которые крайне редко экспонировались, поэтому зрителей ждет много открытий. Среди представленных работ есть эскиз Р.Фалька к легендарной картине «Обнаженная», которая вызвала гнев Н.С.Хрущева и прославилась под его названием «Обнаженная Валька» во время посещения выставки в Манеже, окончившейся разгромом неформального искусства.
Выставка объединяет более ста произведений из коллекции музея, созданных в жанре «ню» (фр. NU, от лат. NUDUS – раздетый, нагой). Они созданы живописцами, скульпторами, графиками, мастерами декоративно-прикладного искусства из России, Эстонии, Армении, Грузии, Белоруссии, Латвии, Украины, Канады, Чехии, Италии. Среди представленных авторов – самые громкие имена искусства ХХ века: И.Машков, А.Самохвалов, А.Пахомов, Н.Андреев, А.Шевченко, Р.Фальк, А.Дейнека, А.Никич, Э.Белютин, Е.Чубаров и др. В выставку вошли работы известных волгоградских художников: П.Шардакова, П.Чаплыгина, С.Щербакова, В.Коваленко, А.Криволапова, Г.Печенникова, Р.Харитонова.
Каждый из них ставил свои вопросы, обращаясь к обнаженной натуре. Тело – соблазн, объект любования или то, что стоит препарировать, чтобы понять устройство? Нагота – источник вдохновения или головоломка? Обнаженное тело в искусстве – это символ чистого совершенства или природной естественности, знак принадлежности к великой традиции или беззащитности человека? Тело – дом души, основа идентичности, или темная внерациональная стихия? Мотив обнаженной модели – это поле для экспериментов или способ перебросить свой образ в регистр мифа?
Экспозиция делится на разделы, отвечающие на эти вопросы. От учебных штудий, на которых оттачивалось мастерство художников, зритель переходит в пространство, посвященное самым сокровенным вопросам о любви и душе. Большой раздел посвящен теме мастерской художника, таинству творчества. Завершается выставка графическими работами философско-символического звучания В.Попова, Э.Оотсинга, В.Полледжионе. Стилистический диапазон представленных работ впечатляет: от эротичной «Вакханки» Н.Андреева, созданной в стиле модерн в начале XX в. - до постсюрреалистических опытов С.Щербакова и В.Коваленко, а также созданных в духе неоэкспрессионизма на грани абстракции работ московского нонконформиста Э.Белютина и канадского художника М.Клоза.
Это выставка о нас сегодняшних. Изысканное зрелище, или повод для честного разговора с собой - каждый посетитель сможет выбрать свой сценарий общения с выставкой, ведь вопросы эти касаются нас всех, живущих в материальной оболочке.
Телесность человека – сегодня тема самых горячих дискуссий. Тело человека можно назвать главным пространством открытий и загадок новейшего времени, ведь ни один другой план человеческого бытия не был пересмотрен так радикально за последние сто лет. В эпоху сексуальных революций, генной инженерии, трансплантаций, эстетической медицины, появления виртуального тела, пожалуй, только художник может увидеть и пережить человеческое тело как чудо, неотделимое от самой жизни.
Видео и текстовые материалы экспозиции, лекции и мастер-классы в рамках выставки помогут лучше разобраться в отношениях творцов разных эпох и обнаженной натуры, а также прикоснуться к основам мастерства художника, по-новому увидеть привычный мотив. Интерактивный объект, специально созданный для выставки, позволит включиться в игру с образами натуры, затеянную художниками.