ПЕТР МАЛКОВ. К 100-летию мастера. Скульптура из собрания ВМИИ | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
23.10.2024 - 22.12.2024
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

ПЕТР МАЛКОВ. К 100-летию мастера. Скульптура из собрания ВМИИ

Выставка приурочена к 100-летию волгоградского и волжского скульптора, Народного художника РСФСР, почетного гражданина г. Волжского Петра Лукича Малкова (1924-2014). Он сыграл важную роль формировании Волгоградской и Волжской организаций художников, много лет преподавал, воспитал несколько поколений архитекторов и художников.

Петр Малков - по призванию и образованию монументалист, он приехал в Сталинград в 1959 г. по окончании Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной для того, чтобы украшать наш город.

В собрании ВМИИ находятся 12 станковых произведений Петра Малкова, семь из них составили небольшую пластическую сюиту, нашедшую свое место в проекте «Пространство ХХ века». Они знакомят со станковым-  камерным и менее знакомым широкому зрителю - измерением творчества мастера и по-своему свидетельствуют об эпохе.

Особенности художественного языка Петра Малкова сформировались в работе над монументами, предназначенными для жизни в пространстве площадей и улиц. Мастером созданы такие знаковые для городской ткани Волгограда произведения, как мемориальная стена на Доме Павлова (в соавторстве с А.В.Головановым), монумент морякам-североморцам, памятник Саше Филиппову, а также большинство памятников г.Волжского, фактически, определивших монументальный облик города. Среди них въездной знак «Волжский»; монумент воинам гражданской и отечественной войн; обелиск Комсомольской славы; памятники Ф.Г.Логинову, Я.М.Свердлову, Д.М.Карбышеву, А.С.Пушкину, Г.К. Жукову.

Особое место в искусстве Петра Малкова занимала тема памяти о Великой Отечественной войне. Будучи фронтовиком, он обращался к этим событиям, оставаясь глубоко искренним, он добивался убедительности своего искусства. В центре его образных поисков - человек героический, преодолевающий. Композиция «Подвиг» родилась из размышлений над образом Михаила Паникахи и приобрела более обобщенный смысл - самопожертвования, самоотдачи. В каждую из работ, посвященных теме войны, мастер вкладывал собственные переживания.

Искусство Малкова отразило его жадный интерес к истории, творцам и мечтателям, достигающим вершин духа. На протяжении всей жизни мастер художественно осмысливал образы Льва Толстого, Томмазо Кампанеллы, Пушкина. В образах современников он искал обобщающее начало, концентрировал главное, общечеловеческое.

Герои Малкова - созидатели: рабочие, ученые, художники. Среди них представленные на выставке образы поэта-романтика монтажника Николая Кухаренко, одухотворенной юной ткачихи Т.Поповой. В экспозицию вошли портреты человека-глыбы – Л.Н.Толстого, кристально ясного и интеллектуального молодого рабочего, исполненной ренессансной гармонии девушки-архитектора (прообразом здесь послужила волгоградская художница Ирина Тур, в момент создания работы- студентка Малкова),

Петр Малков прошел большой творческий путь. Он получил известность как представитель «сурового стиля». К стилистическим приемам эпохи «оттепели» отсылает портрет ткачихи Тамары Поповой (1963). В 1970-1980-е гг. скульптор обращается к классике; в его работах происходит усложнение образной трактовки, возникает стремление к рафинированной красоте силуэта и поверхности («Портрет молодого рабочего», 1972). Скульптор вступает в диалог с классическим наследием: мы видим отзвуки образов Микеланджело в «Подвиге» и портрете Н.Л.Кухаренко, отсылку к скульптурным портретам эпохи кватроченто в «Сельском архитекторе». Опираясь на опыт Бурделя, скульптор создает величественный, обращенный в вечность образ итальянского философа Томмазо Кампанеллы.

При этом Малков - художник очень целостный и узнаваемый. Его искусству свойственно стремление к экономности средств, концентрации образа, композиционной выверенности, конструктивной ясности. Свободно оперируя классическими технологиями, в совершенстве умея обращаться с самыми разными материалами, Малков добивался точности выражения сути образа в камне, дереве, металле. Многозначные, раскрывающее нечто новое в каждом ракурсе, его скульптуры выглядят «слишком живыми». В основе искусства Малкова - глубокое уважение к человеку, восхищение перед возможностями творческого духа. Его героев объединяют благородство, воля, внутренняя значительность, независимая и гордая энергия - качества, которые были присущи и самому автору.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО