Выставка приурочена к 85-летию со дня рождения Петра Ивановича Чаплыгина (1940-2022) — народного художника Российской Федерации, волгоградского керамиста, скульптора, монументалиста, великого мастера. Большие персональные экспозиции он готовил к своим круглы датам, всякий раз поражая какой-то новой своей ипостасью, и неизменно ошеломляя масштабами сделанного. Это первая выставка Петра Ивановича, на которую он не придет лично. Мы можем попытаться охватить взглядом его свершившуюся судьбу, творческую траекторию, его поиски истины. В случае Петра Чаплыгина искусство и сама его харизматическая личность, его образ связаны неразрывно, и еще неизвестно, что сильнее воздействовало и продолжает влиять на нас.
В состав экспозиции вошло более 70 произведений П. И. Чаплыгина, из которых большая часть хранится в его мастерской. Многие из них давно не экспонировались. Зритель увидит совсем ранние скульптурные композиции, созданные Чаплыгиным в 1970-е вскоре после приезда в Волгоград по окончании Строгановского училища. С ними был связан первый международный успех автора. С 1970 г. Петр Чаплыгин активно экспонировался, его работы участвовали в значительных выставках в Финляндии, Италии, Польше, на зональных и всероссийских выставках в Вильнюсе, Казани, Горьком, Москве. Впервые экспонируются работы самых последних лет жизни, эскизы монументальных работ, нереализованные проекты. Искусство Чаплыгина воспевало красоту человека, счастье любви, обращало к размышляло над самыми трагическими страницами истории ХХ века, находилось в диалоге с открытиями классического искусства. Будут представлены произведения таких известных серий, посвященных памяти о войне, как «Ни давности, ни забвения», «Крестоносцы ХХ века», «Мир дому». С образами роскошных красавиц (несомненно, родственниц героинь Тициана и Рубенса) в экспозиции соседствуют христологические сюжеты, воплощенные в графике, живописи, скульптуре, мозаичных панно.
Могучее искусство Петра Чаплыгина сродни природной стихии. В большой мере оно коренится в ремесле, наслаждении от общения с материалом, свободном экспериментировании с техниками. Работа керамиста сопряжена с таинством, итог ее неясен до окончания обжига. Излюбленный материал Чаплыгина — глина, в первую очередь, шамот, обладающий видимой фактурой, прочностью, позволяющий создавать крупные скульптурные формы, жить в архитектурной среде. Уже в 1980-е гг. ведущие критики писали о Чаплыгине как об уникальном мастере, переосмысливающем возможности керамики.
Чаплыгин делал ставку не на декоративность и нарядность керамики, но на выразительный силуэт, динамику форм. Он не желал оставаться в границах утилитарной сферы, но создавал скульптуру, стремился к реализации масштабных идей и синтезу с иными видами искусства.
Петр Чаплыгин — универсальный художник и мастер. Шаг за шагом он наращивал техническую сложность своих созданий, неустанно аккумулируя идеи, штудируя публикации о современном искусстве, присматриваясь к работам других художников на выставках. Шамот покрывался разноцветными глазурями, гальванической медью, соединялся с мозаикой, смальтой и сварным металлом, что позволяло художнику добиваться все новых смысловых оттенков.
Уже в 1970-е Чаплыгин заявил о себе как монументалист, он входил в соответствующую секцию Союза художников, значительное время руководил ей. Из тринадцати монументальных произведений Чаплыгина, созданных за все время, половина не сохранилась. На выставке представлены его скульптурные эскизы, фото работ для Волгограда и области, значительная часть из которых уже не существует: ресторан «Казачий курень», магазин «Цветы», «Дом молодежи» и др.
В 1988 г. П. И. Чаплыгин совершил зарубежное путешествие. Встреча вживую с искусством Греции, Италии, Испании преобразовала его стиль. Он начал активно обращаться к живописи, вводить в керамику яркие глазури, драгоценную смальту, задействовать в декоре поверхности скульптуры линейный рисунок. Основные темы его произведений в 1990-е: «художник и муза», античные мифы, красота человеческого тела, цветущая мощь природных сил, радость бытия.
В 1990-е гг. Чаплыгин стал включать в свои выставки графику, выполненную тушью и пером, посвященную евангельским сюжетам. Рисунки Чаплыгина заметно выделяются в контексте волгоградской графики не только обращением к каноническим сюжетам, но и художественным языком. Он обращается к кубофутуристическим сдвигам форм, совмещению разных точек зрения, передающих движение и всесторонний охват фигур. Отточенный, изощренный рисунок был сильной стороной Чаплыгина со времен юности. Рисовал он постоянно. Его наброски, эскизы монументальных работ, представленные на выставке, позволяют наблюдать за развитием мысли художника.
С 2003 г. П. И. Чаплыгин преподавал в институте культуры и искусства, проводя занятия в своей мастерской, что давало ученикам возможность освоить ремесленные тонкости работы керамиста. Студенты его любили, ему было интересно с ними. С неубывающей энергией он продолжал создавать новые серии, охотно обсуждая их с учениками и посетителями мастерской, ставшей местом паломничества.
Последняя по времени создания серия — живописный цикл «Александровский грабен». Он был создан под впечатлением от поездки осенью 2020 г. Величие самого ландшафта определило строгий, суровый образный строй пейзажей. Среди скал здесь вырастают фигуры ангелов и Христа, свидетельствуя о незыблемости вечных ценностей.
О. Роден, размышляя о том, что позволяет быть хорошим скульптором, пришел к выводу, что «чрезвычайно важно быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить». Таким и был Петр Иванович. Петр Чаплыгин занимает особое положение в контексте художественной жизни Волгограда. Его личностная и творческая независимость, искренность, феноменальная трудоспособность, умение находить счастье в творчестве позволили ему внести свою жизнеутверждающую, страстную и прихотливую интонацию в звучание города.