Выставка знакомит волгоградского зрителя с творчеством Николая Шиняева — выдающегося калмыцкого художника и общественного деятеля, заслуженного художника России и Калмыкии, лауреата Национальной премии «Русское искусство. XXI век», действительного члена Академии Художеств Мира «Новая Эра», почётного гражданина Республики Калмыкия. На протяжении всей своей пятидесятилетней творческой деятельности мастер был отмечен многочисленными наградами как в России, так и за рубежом. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях по всему миру. Автор принимает участие в международных, региональных и областных выставках, уделяя большое внимание сохранению и продвижению калмыцкой культуры.
Николай Уланович Шиняев (1949) окончил Астраханское художественное училище. Первый значительный успех пришёл к молодому художнику в 1976 году, когда его картина «Чабан» была репродуцирована в журнале «Огонёк». С этого момента начинается его активная творческая деятельность. Работы Шиняева входили в состав многочисленных российских, союзных и международных выставок, публиковались в центральной и местной прессе, воспроизводились в журналах «Дружба народов», «Москва», «Художник» и «Творчество». За цикл работ, посвящённых современникам, мастер был удостоен премии комсомола Калмыкии, являлся стипендиатом Академии художеств СССР, а в 1979 году был принят в члены Союза художников СССР. Позднее он дважды избирался председателем правления калмыцкого отделения. В 1985 году в составе молодёжной делегации от Калмыкии Шиняев принял участие в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
В начале 1990-х годов масштабные перемены в жизни страны поставили перед обществом и художниками задачу интеграции в изменившиеся социальные условия. В поисках собственного пути, внутренней опоры, осознавая необходимость по-новому взглянуть на историю своего народа, своё место на земле, свои корни, стремясь к более глубокому осмыслению окружающей действительности, Шиняев обращается к наследию калмыцкой культуры. Меняется и художественный язык мастера: на смену монументальным, панорамным видам природы и образам человека-созидателя, труженика, приходит рефлексия о прошлом и его влиянии на настоящее. В 2000-е годы он всё больше времени посвящает общественной работе. При его поддержке были открыты народные картинные галереи в пяти районах республики, организованы международные и республиканские проекты, направленные на развитие и распространение национального искусства. Художник возглавил творческую группу «Кочевники», которая и сегодня ведёт активную просветительскую деятельность. В 2012 году экспозиция произведений десяти видных калмыцких мастеров во главе с Николаем Шиняевым была представлена в пространстве ВМИИ.
Спустя 13 лет перед нами вновь открывается живописный мир автора. Экспозиция «Гимн степи», объединившая 60 работ, созданных в 2010–2020-е годы, отражает ключевые темы и мотивы, волнующие художника на протяжении последних двух десятилетий. В неё вошли портреты, пейзажи и жанровые композиции. Это не только значимое событие в художественной жизни региона, но и важный шаг в популяризации калмыцкой культуры, в осмыслении её духовной и эстетической глубины.
Одним из важнейших направлений творчества мастера является тема буддизма. В картинах «Белая Тара» (2014), «Белый старец» (2018), «Майтрейя» (2020), «Зелёная Тара» (2021), «Ученики Будды» (2022), «Рождение Будды» (2023), «Путь в Шамбалу» (2023), «Медитация» (2024) художник обращается к этой духовной традиции как к живой, внутренне близкой ему философии. Живопись становится медитативным пространством, где образы учителей и защитников раскрываются через призму глубокого личного переживания. Эти произведения исполнены внутреннего света, в них ощущается напряжение и стремление к гармонии.
Другая значимая часть художественного мира Шиняева — обращение к эпосу, истории и фольклору калмыков. В полотнах «Кееда» (2015), «Аранзал» (2023), «Мазан-Батыр» (2024), «Повелитель» (2024) оживают легенды, зрителю явлены древние воины и духи-покровители. Условность языка, высокая степень обобщения, обращение к символике позволяют прикоснуться к вечному, показать преемственность, своеобразное «слияние» времён. Разработка деталей в сочетании с узнаваемой декоративно-экспрессивной манерой рождает ощущение космических масштабов мира — с одной стороны, живого, постоянно изменяющегося, с другой — сохраняющего цикличность, подчинённого собственным внутренним законам. Полуабстрактные насыщенные фоны, выполненные свободным широким мазком, словно обволакивают заключённых в них героев, формируя особую визуальную среду. Это одновременно и пейзаж, и состояние души, и вечное движение сквозь время.
Особое место в экспозиции занимают произведения, посвящённые теме степи и кочевой жизни. Стихийность в них сочетается с пластической ясностью, фигуративность — с обобщением форм, что придаёт картинам особую монументальность. Работы «Быстрее ветра» (2011), «Кочевники» (2014), «Укрощение коня» (2017), «Хозяин степи» (2018), «Кочевники Великой степи» (2019) передают ощущение свободы, простора, «растворённости» человека в природе. Художник акцентирует идею движения. Конь здесь — воплощение полёта, свободы, а степь — бескрайнее пространство, место, где рождаются мифы и герои, где соединяются небесное и земное, прошлое и настоящее. Она предстает как вместилище смыслов, метафора вечного пути, непрерывного движения. Это не просто географическое пространство, но особое состояние бытия, в котором исчезают границы между телесным и духовным — проекция внутреннего мира художника, его размышлений о человеке, времени, традиции. Здесь пейзаж приобретает черты космоса, где всё связано: ритм линий, энергия цвета, движение света. Кочевник для Шиняева — не просто странник, но носитель памяти, духа и культуры, через которого автор утверждает идею преемственности, устойчивости в изменчивом мире. В этом созерцательном, медитативном движении формируется образ степи как символа пути — между мирами и эпохами.
Николай Шиняев — яркий и самобытный художник-философ с узнаваемым пластическим языком. Он размышляет о минувшем и будущем, протягивая незримую нить между эпохами, говорит о красоте и хрупкости мира. В своём творчестве и жизни он стремится к сохранению и актуализации духовного опыта своего народа, возведению «мостов» между временами, созданию универсального языка, на котором можно говорить о вечных категориях: национальной идентичности и мировой культуре. Выставка его произведений — это встреча со Вселенной, где органично переплетаются эпос и современность, традиционные мотивы и пластический эксперимент. Здесь мы вступаем в диалог с мудростью, переданной через поколения, с культурой, в которой прошлое не уходит, а становится опорой для настоящего.