Многоликий Машков | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
19.04.2010 - 01.12.2010
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Многоликий Машков

Илья Иванович Машков (1881-1944)- один из ведущих мастеров отечественной живописи 20 в., наиболее ценимых в мировом художественном пространстве. Сегодня он воспринимается, прежде всего, как знаковая фигура русского авангарда, один из лидеров модернистской группировки «Бубновый валет». Однако специфика творческой судьбы Машкова состоит в том, что он следовал за эволюционными ходами русской культуры, сохраняя устойчивость своих основных принципов. Именно с этой стороны раскрывается мастер в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ).

Масштабность феномена Ильи Машкова является причиной его труднообозримости. Он многолик. В его судьбе оказались спрессованы патриархальные традиции и новаторство, столичное и провинциальное, «роман с властью» и сосредоточенное отшельничество в мастерской, решительные прорывы и потери. Это был человек, наделенный феноменальной энергией и трудоспособностью, всю жизнь он работал на пределе возможностей.

Художник, педагог, литератор, общественный деятель, он предстает то дерзким бунтарем, то упорным учеником; то напористым борцом, то проникновенным лириком; то отважным мечтателем, то расчетливым практиком; то праздничным, то суровым; то мудрецом, то гедонистом; то нарушителем правил, то хранителем устоев; то преуспевающим маэстро, то шокирующим приличную публику оригиналом. Творческий путь художника отмечен экстремистской резкостью. Искусство Машкова отразило драматическую судьбу русской культуры 20 в. Он принадлежал к поколению, пережившему (и осуществившему) смену культурных кодов, сформировавшихся в одной культуре, но живущих в иной системе ценностей.

Работы Машкова из собрания ВМИИ последовательно обращают нас к традициям Серова (“Портрет девочки»), модерна («Тюльпаны на блюде»), модернистским исканиям, сезаннизму («Портрет А.И.Мильмана»), новому приближению к реальности, «вторичному импрессионизму» («Степь.Репейник»), проблематике социалистического реализма («Советские хлебы»), глубокому освоению традиций классического искусства («Натюрморт. Черешня»), суровому документализму военного времени («Портрет генерал-майора медицинской службы А. Р. Злобина»). Однако именно диапазон колебаний дает возможность обнаружить то неизменное ядро представлений, которое Машков проносит через всю жизнь. В стремительно меняющемся контексте он сохраняет свой голос – мужественный, сильный, энергичный, искренний.

Выставка И.И.Машкова приурочена к 50-летию с момента организации Волгоградского музея изобразительных искусств (20 апреля 1960 г.) Именно собрание произведений этого мастера составляет гордость коллекции ВМИИ, в большой степени определяет лицо музея. Сегодня мы можем гордиться тем, что обладаем одной из самых значительных и своеобразных коллекций произведений мастера. В него входят 38 живописных и 60 графических работ- от самых ранних до самых поздних. Собрание произведений Машкова в ВМИИ- результат усилий нескольких поколений музейщиков. Начало коллекции было связано с рождением музея. Вскоре после его открытия Дирекцией художественных фондов (Москва) были переданы два натюрморта мастера («Натюрморт. Черешня», «Натюрморт на синем фоне»). На протяжении десятилетий одним из важнейших приоритетов собирательской политики музея было приобретение работ Машкова, его соратников и учеников. Большая часть коллекции оказалась в музее в течении 1970-1980-х гг. В нее входят как знаменитые, часто публикуемые произведения («Новодевичий монастырь»), так и работы менее известные, не имеющие аналогов в иных собраниях, но не менее важные для понимания феномена художника («Привет 17 съезду ВКП(б)»). Коллекция дополняется богатейшим архивом и предметами из мастерской художника. Особую ценность представляют работы 1930-х гг., написанные Машковым в наших краях, у себя на родине в станице Михайловской.

Илья Машков- наш земляк. Он родился 17 (29) июля 1881 г. в казачьей станице Михайловской (сейчас в составе Урюпинского района Волгоградской области). Долгие годы он прожил в Москве, стал профессором живописи, неоднократно путешествовал по миру. Однако на протяжении всей жизни он сохранял особые взгляд на мир и художественный язык, связанные с его народными корнями. Живопись Машкова- наиболее яркое воплощение в искусстве «духа местности», характера нашего края. Именно дух народного творчества, представление о красивом как о здоровом, сильном и делают искусство Машкова неповторимым, узнаваемым как в авангардной, так и в соцреалистической среде.

В жанровом отношении живописное собрание ВМИИ отражает пристрастия художника- одного из лучших русских мастеров натюрморта. Машкова отличают повышенный интерес к предмету, «плоти жизни», объему, вылепленному цветом («Фрукты с сельскохозяйственной выставки»). Основная идея искусства Машкова- утверждение предметной роскоши мира, величия самой жизни. Илья Машков— художник, обладающий счастливым даром острого, раблезианского переживания празднества бытия. Щедрости его натуры соответствуют избыточность цвета и масштаба, насыщенность композиций, огромные размеры мазка. Его картины, проникнутые могучим оптимизмом, несут отпечаток его личности. Его мир- роскошный, плодоносящий, достигший расцвета, населенный могучими героями, плодами и цветами («Колхозница с тыквами»). Машков стоит в ряду выдающихся колористов русского искусства. Сам процесс живописи, жизнь цвета наполняются для него глубоким смыслом. Живописное действо, длящееся на наших глазах, является метафорой движения, дыхания живой материи.

Большое количество рисунков одного из самых живописных русских художников позволяет прояснить отношения мастера с натурой и с ремеслом. Машков- один из лучших мастеров пластического рисунка («Женский торс»). Огромную ценность имеют портретные серии 1920-1930-х гг., запечатлевшие лицо эпохи («Голова девушки в красной косынке»).

Машков в нашем собрании выступает не только как художник - многогранный и парадоксальный. Благодаря архиву 1930-х гг., мы видим страстного общественного деятеля. Он жаждал социальной реализации, выступал как педагог, историк своего края, видел себя преобразователем мира, что, безусловно, накладывало отпечаток и на его творчество. Этот период жизни художника связан с героическими попытками реализации утопичного и грандиозного проекта, направленного на превращение своей родной станицы Михайловской- к тому моменту обнищавшей, разоренной, пережившей расказачивание, раскулачивание, стопроцентную коллективизацию- в образцовый городок социалистической культуры. Центром преобразований должен был стать Дом Социалистической культуры (ДСК), открытый в здании недействующей Сретенской церкви (см. «Площадь в станице Михайловской»). В то же время Машков разрабатывал планы культурного строительства и развития художественного образования в Сталинградском крае, неоднократно ратовал за создание в Сталинграде художественного музея. Точно отвечая духу времени, план строительства «города будущего» наглядно раскрывает качества личности самого художника, проявляемые им и в живописи, и в преподавании: максимализм, основательность, масштабность, решительность, желание быть востребованным. Личность Машкова демонстрирует редкостное единство всех проявлений.

Имя Ильи Машкова много значит для Волгоградского музея изобразительных искусств. Собрание его работ является ядром коллекции советского искусства ВМИИ. Оно дает возможности для целостного прочтения феномена художника и изучения живописно-пластических и социокультурных аспектов его творчества.

Сегодня обнаруживается острая нехватка ценностей, концентрировано присутствующих в его искусстве и жизненном опыте: идея служения большой цели и искренность, полновесный профессионализм и личная ответственность, благородство и воля к победе, инициативность и непрерывное самосовершенствование. Обращение к ним особенно важно сегодня, в пору определенного оскудевания личностного начала в культуре. Илья Машков— универсальный художник и человек богатырского склада, знаковая фигура для своего времени и пространства.


Выставка открылась в день 50-летия с момента выхода постановления об организации в Волгограде музея изобразительных искусств (20 апреля 1960 г.). Именно собрание произведений Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) составляет гордость коллекции ВМИИ определяет лицо музея. Волгоградский музей обладает не только одной из самых значительных региональных коллекций произведений художника, но и ценным архивом 1930-х гг., предметами из его мастерской.

Илья Машков- наш земляк. Он родился 17 (29) июля 1881 г. в казачьей станице Михайловской (сейчас в составе Урюпинского района Волгоградской области). Он остается самым значимым художником- уроженцем наших мест, вписавшим особую страницу в историю русской культуры. Машков получает известность как один из самых ярких и самобытных героев авангарда, организатор общества «Бубновый валет». С 1910-х гг. его работы приобретаются Третьяковской галерей, получают международное признание.

Творческий феномен Машкова многолик. В его судьбе оказались спрессованы патриархальные традиции и новаторство, столичное и провинциальное, «роман с властью» и сосредоточенное отшельничество в мастерской, решительные прорывы и потери. Человек по-ренессансному одаренный: художник, педагог, литератор, общественный деятель, он предстает то дерзким бунтарем, то упорным учеником; то напористым борцом, то проникновенным лириком; то отважным мечтателем, то расчетливым практиком. Будучи в молодости одним из самых радикальных модернистов, в зрелые годы он оказался хранителем традиций классической живописи, создателем огромной школы. За жизнь он выучил более двух тысяч учеников. Творческий путь художника отмечен экстремистской резкостью. Его искусство запечатлело эпоху потрясения основ и колоссального исторического оптимизма. Следуя за эволюционными ходами русской культуры он сохраняет художественную индивидуальность, неповторимую авторскую интонацию, свое видение мира в унифицирующей среде.

Во всех начинаниях он демонстрирует решительность, максимализм, щедрость, горячий энтузиазм, практичность, открытость, настойчивость. Максимализм проявлялся в той высокой планке, которую он ставил в отношении своего искусства, своей жизни в целом. Он увлекался борьбой, музыкой, со студенчества преподавал, брался за за монументальные произведения, писал историю родного края, активно участвовал в его судьбе.

Долгие годы он прожил в Москве, стал профессором живописи, неоднократно путешествовал по миру. Однако на протяжении всей жизни он сохранял особые взгляд на мир и художественный язык, связанные с его народными корнями. Живопись Машкова- наиболее яркое воплощение в искусстве «духа местности», характера нашего края. Именно дух народного творчества, представление о красивом как о здоровом, сильном и делают искусство Машкова неповторимым, узнаваемым как в авангардной, так и в соцреалистической среде.

Живописное собрание ВМИИ отражает пристрастия художника- одного из лучших русских мастеров натюрморта. Основная идея искусства Машкова- утверждение предметной роскоши мира, величия самой жизни. Его картины, проникнутые могучим оптимизмом, несут отпечаток его личности. Его мир- роскошный, плодоносящий, достигший расцвета, населенный могучими героями, плодами и цветами («Колхозница с тыквами»). Машков стоит в ряду выдающихся колористов русского искусства.

Обращение ценностям, заложенным в искусстве Машкова, особенно важно сегодня, в пору определенного оскудевания личностного начала в культуре. Илья Машков— универсальный художник и человек богатырского склада, знаковая фигура для своего времени и пространства.

Сегодняшняя экспозиция с максимальной полнотой дает представление о Волгоградском собрании Машкова, демонстрируя его живописные и графические произведения. В их числе есть самые ранние работы, созданные в пору учения у В.А.Серова, К.А. Коровина, А.М.Васнецова. Зритель может познакомиться с одними из самых прославленных его произведений, таких как «Новодевичий монастырь», «Портрет А.И.Мильмана». На выставке представлены и работы, написанные во время пребывания художника у себя на родине в 1930-е гг. В тот период Машков был поглощен реализацией грандиозного проекта по преобразованию станицы в образцовый городок социалистической культуры. В выставочном пространстве соседствуют итоги модернистских исканий и «девушки в красных косынках». На выставке представлены и одни из самых последних работ мастера, написанные во время войны в военном госпитале, которые зритель может увидеть не часто.

Экспозиция объединяет художественные произведения искусства из фондов музея, фото-, видео- и текстовые, документы, инсталляции, музыку, подлинные предметов из мастерской И.И.Машкова, создавая объемный образ художника. Информационная насыщенность, разнообразие впечатлений делает выставку познавательной и занимательной одновременно. Широта затрагиваемых аспектов делает экспозицию интересной для широкой аудитории: студенческой, взрослой, школьной, семейной.

В рамках работы экспозиции будут проводиться концерты, лекции, диспуты, творческие лаборатории, мастер классы. Работа выставки призвана послужить площадкой для общения музейщиков, художников, литераторов, музыкантов, преподавателей, учащихся.

Выставка работает по адресу пр. Ленина, 21. 10.00-17.30, выходной- среда. 38-24-44


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО