Выставка представляет семнадцать произведений Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Роберта Фалька и Александра А. Осмеркина — мастеров, составивших ядро объединения «Бубновый валет». На протяжении всей жизни их связывали общие творческие писки и дружба. Эти работы — небольшая часть обширной коллекции художников круга Ильи Машкова, которая является жемчужиной собрания Волгоградского музея изобразительных искусств. Экспозиция дополняет выставку еще одного бубнововалетца, Василия Рождественского, из фондов Третьяковской галереи.
«Бубновый валет» — яркое и значительное явление отечественного искусства ХХ века. Несмотря на свое относительно недолгое существование (с 1911 по 1917 г.), это объединение сыграло роль катализатора художественного развития, стало ядром, вокруг которого в начале 1910-х гг. объединялись силы русского авангарда. Однако, уже в конце 1910-х годов о мастерах «Бубнового валета» стали говорить как о «хранителях живописной традиции», своеобразной «школе, богатой потомством», которая сумела сохранить представления о высоком художественном профессионализме.
Собрание Волгоградского музея изобразительных искусств дает возможность почувствовать красоту зрелого искусства «валетов», позволяет понять, как складывались их творческие судьбы за пределами модернизма, в контексте советской культуры. Все участники общества были очень разными, но их объединяло внимание к материальному разнообразию миру, особое пристрастие к цвету и фактуре, культ ремесла. Излюбленными у них оставались жанры бессобытийные: натюрморт, портрет и пейзаж; они позволяют сосредоточить внимание художника и зрителя на движении цвета, самой живописи.
В экспозицию вошли такие значительные и любимые зрителем картины, как «Балаклава. Окно на море» Петра Кончаловского, «Натюрморт с золотой рамой» Александра Куприна, «Колхозница с тыквами» и «абрамцевские» натюрморты Ильи Машкова. Все эти работы поступили в музей в 1970-1980-е годы от непосредственных наследников художников, из их мастерских.
Позднее творчество художников «Бубнового валета» до сих пор остается недооцененным. Мастера еще в дореволюционный период обрели свое лицо в борьбе со стертыми, вялыми формами искусства. Они выросли в контексте модернизма, который раскрепостил художественные средства и научил в полную силу пользоваться формой, линией, цветом. Воспринимая мир прежде всего через цвет, они увидели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем. Основной идейный посыл их искусства — торжество всепобеждающей жизни, исполненной силы и красоты, выраженное средствами живописи. Своей целью мастера «Бубнового валета» видели создание «звена в общей цепи искусства», национальной классики. Огромное количество учеников и собственное активное творчество сделали их искусство влиятельной силой, воздействие которой сказывается и поныне.