Марк Шагал. Библейские сюжеты. | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
27.10.2011 - 30.01.2012
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Марк Шагал. Библейские сюжеты.

28 октября 2011 по 28 января 2012 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова будет проходить выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» организатор ООО «Арт- Регион» г.Москва. В экспозиции будут представлены 76 оригинальных литографий, издательство Ревю Верв,  Париж, 1956г., 1960г.

Впервые в Волгограде выставка «МАРК ШАГАЛ. БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ»

Открытие состоится 28 октября 2011 года в 16:00 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: пр. им. Ленина, 21

Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» представляет одну из значительных графических серий великого художника – его иллюстрации к Библии.

Несмотря на значительный интерес к творчеству художника во всем мире, эта серия и до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей.

В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, которые были изданы только в 1956 и 1960 годах в Париже. Каждая из 76 литографий, представленных на выставке, являет оригинальное прочтение библейских текстов, глубочайшее их понимание художником, проникновение в суть человеческой природы и человеческих взаимоотношений.

Торжественные слова Великой Книги, библейские образы, иконописная традиция, знакомая с детства, подсказали художнику особый строй, эмоциональный накал, безошибочный тон его композиций, каждая из которых – шедевр. Шагал раскрыл мир ветхого Завета в удивительно эмоциональной и яркой наивно-мудрой форме.

Художник ведет зрителей через свое мировосприятие и понимание поэзии «мастера библейского послания» от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков.
Шагал ограничился лаконичными, порой символическими названиями работ. Комментарии же к ним взяты из текстов Библии.

Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» представляет еще один взгляд на непрекращающийся поиск тайны бытия.

Выставка сопровождается музыкой, специально написанной к выставочному проекту «Марк Шагал. Библейские сюжеты»

Организатор выставки ООО «Арт Регион» г. Москва

Выставка продлится до 29 января 2012 года
Время работы: с 10:00 до 17:30, кроме среды. Тел. 38-59-15, 38-24-44


У жителей Волгограда есть уникальная возможность посетить выставку «Марк Шагал. Библейские сюжеты», которая продлится с 28 октября по 29 января 2012года.

Марк Шагал - самый необычный и загадочный художник 20 века, создавший свой собственный уникальный мир, полный символов. Яркие краски и выразительный художественный язык делают его живопись очень искренней и близкой для зрителя. В течение своей долгой жизни он писал картины, создавал декорации к театральным постановкам, делал витражи, работал в керамике. О его искусстве А.Вознесенский говорил так: «Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения… Небо, полет – главное состояние кисти Шагала».

Марк Шагал родился в 1887 году в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать Фейга содержала мелочную лавочку. Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. С 1907 года в Петербурге два года Марк занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н. Рерихом. Позднее Шагал обучался в частной школе Е. Званцевой, где его наставниками были М. Добужинский и известный график и театральный декоратор Л. Бакст. Для продолжения образования в августе 1910 года Марк уехал в Париж. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М. Винавер. Сначала Шагал снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а затем перебрался в знаменитое общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в то время обитали такие художники и скульпторы, как А.Модильяни, П.Пикассо, Х.Сутин. В 1914 г. М.Шагал возвращается в Витебск. Летом 1915 года Шагал женился на Берте (Белле) Розенфельд, в следующем году у них родилась дочь Ида. В ноябре 1917 года Шагалы вернулись в Витебск. Художник воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа.

В августе 1918 года Шагал получил мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии». В Витебске, по словам А. Эфроса, Шагал «по-своему делал революцию. Он был там кусочком новой власти». Шагал организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавали Ю. Пэн, М. Добужинский, И. Пуни и К. Богуславская, а затем К. Малевич.

В течение двух лет он был комиссаром искусства. Переехав из Витебска в Москву в 1920 году, Шагал писал декорации для гоголевских постановок: «Ревизор», «Женитьба», «Игроки». В течение года художник преподавал рисование в детских колониях «Малаховка» и «III Интернационал».

Летом 1922 года художник направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. Вернуть удалось ему меньше десяти работ. То же произошло в Париже. В Берлине Шагал овладел новыми видами техники – офортом, сухой иглой, ксилографией. «В 1931 году Шагал совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-1939 и 39 офортов в 1952-1956 годы) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь. Большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное "Библейское послание".

Художник вспоминал, что Библия для него была настольной книгой, в которой была рассказана история его народа и описаны те времена, когда Бог мог общаться с людьми через своих Пророков, Неопалимой Купины, когда ангелы часто посещали землю и объявляли людям божественную волю. В своих литографиях он воплотил земное и небесное, при этом осуществив прорыв от реальности к сверхреальности. С точки зрения Шагала: « между искусством и религией, поэзией нет разницы. Библия подобна природе и именно это я пытаюсь передать».

Облик и пластика персонажей наполнены мистицизмом. События Ветхого Завета, запечатленные в литографии, представлены как кадры киноленты и воплощают в себе его главные сюжеты. Для художника Библейские персонажи воспринимаются как живые люди. Главный герой - человек, который видит Бога и разговаривает с ним. Многие листы представляют общение человека с Яхве, хотя это происходит в душе. Облик Бога условен и изменчив, он зависит от восприятия созерцающего. Чудо Божественного присутствия передаётся не только через конкретный образ, но и с помощью света. Шагал иллюстрирует не только сюжеты, но и язык Библии, с его простотой и одновременно энергией, достигая единства слова и образа. Художественный стиль этих литографий определен религиозной национальной культурой, которая сохранила связь с мифом, ощущение бесконечной удалённости Бога и в то же время его постоянного присутствия в человеческой жизни. Персонажи в работах Шагала выходят из инерции своего существования, воплощая в себе учение хасидов о том, что Богу угодны не рассудок, а чувство, не уныние, а радость. В них художник воплощает желание сделать невидимое видимым. Ставя перед собой задачу демонстрации чуда, он воплощает дух Библии в зримых пластических образах-формах, соединяет дух и материю. Эмоциональное содержание литографий таких, как «Изгнание Адама и Евы», «Молящийся Иов», «Наказание Евы Богом» достигается с помощью цвета. Так красный, бордовый, зелёный, чёрный передают трагедию, гнев, стыд. Художник умеет свободно оперировать цветовым пятном и контуром, достигая, при этом особой выразительности персонажей.

Сюжет об Адаме и Еве отражен в нескольких графических листах. Первый рассказывает о древе жизни; листья на его ветвях символизируют будущих потомков первых людей. В его основе изображены Адам и Ева, соединённые вместе, подобно андрогину. Следующие листы рассказывают о грехопадении и изгнании из Рая.

Любимого брата Шагала звали Давид, известно, что он успешно занимался музыкой. Его ранняя смерть оказала влияние на сложение творческого видения Марка Шагала. Возможно, в память о брате он уделяет особое внимание библейскому царю Давиду, показывая его то героем, убившим Голиафа, то музыкантом, играющим на арфе, то со своей женой Вирсавией, с которой у него одно тело и одна душа. Неотъемлемыми участниками всех событий Ветхого завета в литографиях Шагала являются животные. Они выражают своё отношение к происходящему. Так, например, маленький осёл очень удивлён, видя, как Бог наказывает Еву. Или, напротив, полон радости в других литографиях («Рай. Зелёный осёл». Прошение Соломона о разуме»).

Библейские сюжеты Марка Шагала это не только иллюстрации к Ветхому Завету. Прежде всего, это послание художника людям, пережившим две Мировые войны, революции, утратившим веру в Бога, в чудо, разучившимся любить. Литографии Шагала возвращают нам Библию и учат заново понимать её, находить в ней утешение, научиться выживать в этом непростом, но прекрасном мире.

Галина Гамалий
Научный сотрудник Волгоградского музея
изобразительных искусств имени И.И.Машкова

Марк Шагал. Библейские сюжеты

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО