28 октября 2011 по 28 января 2012 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова будет проходить выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» организатор ООО «Арт- Регион» г.Москва. В экспозиции будут представлены 76 оригинальных литографий, издательство Ревю Верв, Париж, 1956г., 1960г.
Впервые в Волгограде выставка «МАРК ШАГАЛ. БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ»
Открытие состоится 28 октября 2011 года в 16:00 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: пр. им. Ленина, 21
Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» представляет одну из значительных графических серий великого художника – его иллюстрации к Библии.
Несмотря на значительный интерес к творчеству художника во всем мире, эта серия и до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей.
В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, которые были изданы только в 1956 и 1960 годах в Париже. Каждая из 76 литографий, представленных на выставке, являет оригинальное прочтение библейских текстов, глубочайшее их понимание художником, проникновение в суть человеческой природы и человеческих взаимоотношений.
Торжественные слова Великой Книги, библейские образы, иконописная традиция, знакомая с детства, подсказали художнику особый строй, эмоциональный накал, безошибочный тон его композиций, каждая из которых – шедевр. Шагал раскрыл мир ветхого Завета в удивительно эмоциональной и яркой наивно-мудрой форме.
Художник ведет зрителей через свое мировосприятие и понимание поэзии «мастера библейского послания» от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков.
Шагал ограничился лаконичными, порой символическими названиями работ. Комментарии же к ним взяты из текстов Библии.
Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» представляет еще один взгляд на непрекращающийся поиск тайны бытия.
Выставка сопровождается музыкой, специально написанной к выставочному проекту «Марк Шагал. Библейские сюжеты»
Организатор выставки ООО «Арт Регион» г. Москва
Выставка продлится до 29 января 2012 года
Время работы: с 10:00 до 17:30, кроме среды. Тел. 38-59-15, 38-24-44
У жителей Волгограда есть уникальная возможность посетить выставку «Марк Шагал. Библейские сюжеты», которая продлится с 28 октября по 29 января 2012года.
Марк Шагал - самый необычный и загадочный художник 20 века, создавший свой собственный уникальный мир, полный символов. Яркие краски и выразительный художественный язык делают его живопись очень искренней и близкой для зрителя. В течение своей долгой жизни он писал картины, создавал декорации к театральным постановкам, делал витражи, работал в керамике. О его искусстве А.Вознесенский говорил так: «Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения… Небо, полет – главное состояние кисти Шагала».
Марк Шагал родился в 1887 году в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать Фейга содержала мелочную лавочку. Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. С 1907 года в Петербурге два года Марк занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н. Рерихом. Позднее Шагал обучался в частной школе Е. Званцевой, где его наставниками были М. Добужинский и известный график и театральный декоратор Л. Бакст. Для продолжения образования в августе 1910 года Марк уехал в Париж. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М. Винавер. Сначала Шагал снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а затем перебрался в знаменитое общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в то время обитали такие художники и скульпторы, как А.Модильяни, П.Пикассо, Х.Сутин. В 1914 г. М.Шагал возвращается в Витебск. Летом 1915 года Шагал женился на Берте (Белле) Розенфельд, в следующем году у них родилась дочь Ида. В ноябре 1917 года Шагалы вернулись в Витебск. Художник воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа.
В августе 1918 года Шагал получил мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии». В Витебске, по словам А. Эфроса, Шагал «по-своему делал революцию. Он был там кусочком новой власти». Шагал организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавали Ю. Пэн, М. Добужинский, И. Пуни и К. Богуславская, а затем К. Малевич.
В течение двух лет он был комиссаром искусства. Переехав из Витебска в Москву в 1920 году, Шагал писал декорации для гоголевских постановок: «Ревизор», «Женитьба», «Игроки». В течение года художник преподавал рисование в детских колониях «Малаховка» и «III Интернационал».
Летом 1922 года художник направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. Вернуть удалось ему меньше десяти работ. То же произошло в Париже. В Берлине Шагал овладел новыми видами техники – офортом, сухой иглой, ксилографией. «В 1931 году Шагал совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-1939 и 39 офортов в 1952-1956 годы) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь. Большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное "Библейское послание".
Художник вспоминал, что Библия для него была настольной книгой, в которой была рассказана история его народа и описаны те времена, когда Бог мог общаться с людьми через своих Пророков, Неопалимой Купины, когда ангелы часто посещали землю и объявляли людям божественную волю. В своих литографиях он воплотил земное и небесное, при этом осуществив прорыв от реальности к сверхреальности. С точки зрения Шагала: « между искусством и религией, поэзией нет разницы. Библия подобна природе и именно это я пытаюсь передать».
Облик и пластика персонажей наполнены мистицизмом. События Ветхого Завета, запечатленные в литографии, представлены как кадры киноленты и воплощают в себе его главные сюжеты. Для художника Библейские персонажи воспринимаются как живые люди. Главный герой - человек, который видит Бога и разговаривает с ним. Многие листы представляют общение человека с Яхве, хотя это происходит в душе. Облик Бога условен и изменчив, он зависит от восприятия созерцающего. Чудо Божественного присутствия передаётся не только через конкретный образ, но и с помощью света. Шагал иллюстрирует не только сюжеты, но и язык Библии, с его простотой и одновременно энергией, достигая единства слова и образа. Художественный стиль этих литографий определен религиозной национальной культурой, которая сохранила связь с мифом, ощущение бесконечной удалённости Бога и в то же время его постоянного присутствия в человеческой жизни. Персонажи в работах Шагала выходят из инерции своего существования, воплощая в себе учение хасидов о том, что Богу угодны не рассудок, а чувство, не уныние, а радость. В них художник воплощает желание сделать невидимое видимым. Ставя перед собой задачу демонстрации чуда, он воплощает дух Библии в зримых пластических образах-формах, соединяет дух и материю. Эмоциональное содержание литографий таких, как «Изгнание Адама и Евы», «Молящийся Иов», «Наказание Евы Богом» достигается с помощью цвета. Так красный, бордовый, зелёный, чёрный передают трагедию, гнев, стыд. Художник умеет свободно оперировать цветовым пятном и контуром, достигая, при этом особой выразительности персонажей.
Сюжет об Адаме и Еве отражен в нескольких графических листах. Первый рассказывает о древе жизни; листья на его ветвях символизируют будущих потомков первых людей. В его основе изображены Адам и Ева, соединённые вместе, подобно андрогину. Следующие листы рассказывают о грехопадении и изгнании из Рая.
Любимого брата Шагала звали Давид, известно, что он успешно занимался музыкой. Его ранняя смерть оказала влияние на сложение творческого видения Марка Шагала. Возможно, в память о брате он уделяет особое внимание библейскому царю Давиду, показывая его то героем, убившим Голиафа, то музыкантом, играющим на арфе, то со своей женой Вирсавией, с которой у него одно тело и одна душа. Неотъемлемыми участниками всех событий Ветхого завета в литографиях Шагала являются животные. Они выражают своё отношение к происходящему. Так, например, маленький осёл очень удивлён, видя, как Бог наказывает Еву. Или, напротив, полон радости в других литографиях («Рай. Зелёный осёл». Прошение Соломона о разуме»).
Библейские сюжеты Марка Шагала это не только иллюстрации к Ветхому Завету. Прежде всего, это послание художника людям, пережившим две Мировые войны, революции, утратившим веру в Бога, в чудо, разучившимся любить. Литографии Шагала возвращают нам Библию и учат заново понимать её, находить в ней утешение, научиться выживать в этом непростом, но прекрасном мире.
Галина Гамалий
Научный сотрудник Волгоградского музея
изобразительных искусств имени И.И.Машкова