«Малая архитектура» вещей в стекле | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
26.03.2025 - 14.07.2025
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Малая архитектура» вещей в стекле

С 26 марта 2025 по 14 июля 2025 Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова представляет  выставку современного стекла 1960-1980-х годов ««Малая архитектура» вещей в стекле».

Мотивом осмысления произведений советского декоративного искусства из стекла, созданных с 1960-х по 1980-е годы и составивших нашу выставку, из Фондов Волгоградского музея Изобразительных искусств им. И.И.Машкова, стала мысль, отраженная в работах художника по стеклу Б.А. Смирнова: «предмет заканчивается в среде». Реализация идей в стекле обретает новые грани благодаря творческому поиску С.Г.Рязановой, В.А.Филатова, Г.К.Макаренко, Е.С.Шувалова, А.А.Иванова, Л.Н. Уртаевой, Т.А. Банатовой и Г.А.Антоновой.

В выставку вошли тридцать предметов, включая отдельные произведения, наборы для кваса и ликера, декоративные блюда, многопредметные и декоративные композиции. Впервые в рамках экспозиции решается задача поэтапного представления эволюции предметного окружения человека и бытования отдельного произведения декоративного искусства в стекле на протяжении трех десятилетий, начиная с 1960 года. История современного стекла рассказана через работы удивительных мастеров, представляющих ленинградскую, московскую и другие художественные школы.

Стекло как материал искусства удивительно. Главное – стекло прозрачно, стеклянные предметы не отбрасывают теней. При художественном осмыслении этого феномена стекло способно выступить метафорой пространства. Важное свойство стекла – изменчивость, его отзывчивость ко всем свойствам среды, одной из черт, отличающих отечественную традицию стеклоделия, является пристрастие к цвету.

Красота и польза советского вещизма имеют интересную и противоречивую историю, отражающую динамику формообразующих отношений между человеком и вещами. «Эстмат» - эстетический материализм увязывал формирование новых потребностей с воспитанием личности. Частью воспитательного воздействия на человека была целесообразно-организованная материально-вещественная среда. Активность красоты проявлялась не в процессе «шлифовки» индивида, а в динамизации условий его жизнедеятельности. 

Рассматривая сейчас стеклянные предметы, созданные у нас в стране в конце 1950-х годов, мы обнаруживаем одно общее свойство – даже те из них, которые не были рассчитаны на заводской повтор, всем своим видом давали понять, что они могут и «хотят» быть массовыми. Шел поиск высокого стандарта, соединяющего функциональность, простоту и лаконизм. Обнаруживающий себя «аскетизм» был естественной реакцией на перегруженность декором, практиковавшуюся раннее, когда стремление к уникальности заслонило функцию и целесообразность. Неприметная и элегантная в своей простоте бытовая вещь определила десятилетие с 1955 по 1965 годы, создавались основы современного типового жилого интерьера, предметы шли в быт помощниками и слугами.

Однако, типовое не успев возникнуть, начинает не удовлетворять и тяготить, а значит, на следующий период задачей станет выделение предмета из стандартного окружения. Пятилетие завершилось в 1960-м году Всесоюзной выставкой декоративного искусства в Москве «Искусство – в быт!». К середине 1960-х годов художественное стекло уже обладало вполне осознанным видовым и жанровым разнообразием. Наращивание декоративных качеств предметов вызвала  новая программа, в рамках которой предмет в жизни наделяется особой «функцией красоты». В 1957 году выходит первый номер журнала «Декоративное искусство СССР». В 1962 году принимается решение о создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, который стал стимулом в становлении советского дизайна. Вместе с тем, поворот к эстетике отразил общее разочарование, вызванное растущим пониманием того, что простое увеличение материальных возможностей  для досуга необязательно приводит к появлению его сложных и активных форм. В 1960-е годы фокус стал смещаться с отдельной вещи на комплекс предметов; затем – на стилистически выдержанный ансамбль взаимосвязанных вещей и, наконец, – на интерьер в целом. Собственно так начинается проектирование вещной среды.

В конце 1972 года в залах Академии художеств в Москве состоялась выставка стекла заводов Российской Федерации, положившая начало превращению эстетической функции в главный критерий не только в оценке композиций, но и по отношению к «горшку» и «стакану». Из триады «уникум-серия-тираж» все больше выпадает последнее звено, и посетитель перестает спрашивать: «А где это можно купить?». Вместе с тем, на страже традиций остаются Ленинградский, Гусевский, Дятьковский и другие стекольные заводы. Однако, уже к началу 1980-х годов, искусствоведы забили тревогу – утилитарная ветвь в декоративном искусстве малоинтересна, а тенденция к созданию самодовлеющих произведений, станковизация противоречит сути и содержанию прикладного искусства. 

Предполагаемым адресатом декоративных ансамблей конца 1970-х годов, в том числе, из стекла, остается жилой интерьер, но жилье уже мыслится как своего рода футляр, в который помещается уникальное произведение искусства. Оно становится центром и смыслом пространства, олицетворяя теперь не быт, но духовные интересы людей, их эмоциональную жизнь, их культуру. Цвет подчинен цели – повлиять на восприятие формы и предмета, его величины и пропорции. Такие работы становятся своего рода предвосхищением «архитектурного» стекла середины и конца 1970-х годов. В этом ключе переоткрывается наследие стекла модерна - художники используют его образную выразительность,  обращенность к внутренней жизни материала. За стеклом закреплялась ведущая роль в общей панораме декоративного искусства, а новые общественные интерьеры включают особые специально для них созданные произведения декоративной пластики.

Стекло вернуло себе алмазную грань, наиболее полно выявляющую его основную стихию – игру света, делающую вещь драгоценной, поймавшей играющий солнечный луч. На выставках уже не достаточно добротности профессиональной работы, зритель и критика ждут выхода за рамки привычного обиходного стекла. В работах заметно стремление к более тонкой отделке предмета, к тщательной обработке материала, отсюда частое обращение к гравировке по стеклу. 

В позднесоветский  период эстетика, а не идеология виделась действенным способом организации людей и вещей и эффективным методом формирования социально-значимых потребностей. Эстетический поворот стал следствием плодотворной попытки «определиться с потребностями» и «разобраться с вещами».

Наша экспозиция содержательно связывает страницы развития декоративного искусства из стекла периода 1960-1980-х годов, перенося их в день сегодняшний. 

 

Выставка проходит по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21 тел: 38-24-44, 38-01-91.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО