Выставка знакомит с творчеством Натальи Глаголевой, мастером дпи, собирателем предметов народного быта, создателем музея славянской культуры «Берегиня», участницей клуба народной куклы «Крупеничка».
В экспозиции представлены около 100 экспонатов: покрывала, накидки, коврики, скатерти, выполненные в технике лоскутного шитья, вышитые полотенца и салфетки, мячи-гремушки, бусы и пасхальные яйца народные костюмы, текстильные куклы, созданные руками мастерицы. А также предметы народного быта, фото и видео материалы из семейного архива.
Наталья Глаголева (1957-2012) родилась в селе Гусевка, Ольховского района Волгоградской области в многодетной семье. С детства была приучена к крестьянскому труду, а любовь к рукоделию переняла у матери и пронесла через всю жизнь.
В традиционной культуре существовало целостное представление о мире, где человек ощущал себя частицей вселенной. Наталья Глаголева сохранила это понимание мира и свою причастность к нему. По ее словам, нужно нести людям свет, творить добро, чтобы жизнь стала счастливее, и она делала это с большим удовольствием.
Работы мастера отражают ее виденье жизни. На орнаменте одеяла «Центр вселенной» изображена внутренняя структуры крестьянской избы. В центре композиции помещен красный лоскут, символизирующий домашний очаг. Два противоположных угла олицетворяют «светлый», парадный угол избы, в котором всегда находились иконы, где встречали дорогих гостей, куда усаживали молодых и «темный», где занимались хозяйственными делами. По словам Натальи Григорьевны, как бы не была велика вселенная, центром ее для каждого из нас является дом, семейный очаг, родные, любимые люди- тот мир, в котором мы живем. Все это и есть центр мироздания для каждого конкретного человека.
Орнамент одеяла «Окно в иной мир»- символическое воплощение извечной мечты людей о гармонии, духовном очищении и прозрении, о неразрывном воссоединение человека с природой-колыбелью всего живого.
Любимой техникой Натальи была «ляпочиха», привезенная из путешествия по Северу. Эта старинная техника лоскутного шитья, суть которой, состоит в пришивании мелко порезанных кусочков ткани на крепкую основу. Прямоугольные кусочки пришиваются по принципу «бабочки» незаметным швом к середине ткани и создают самые разные узоры.
В экспозиции представлены одеяло «Семилон» и накидки «Костер в ночи», «Сеновал», «Весна», выполненные в этой технике.
Работая над своими произведениями, Глаголева использует многовековой опыт русских мастериц. Основные элементы и приемы применяемые ею, традиционны для этого вида искусства. Так называемые «бревна»- прямоугольные полоски ткани уложенные в ряд, «колодцы» - те же бревна из которых сформированы квадраты, «мельницы»- символ достатка и благополучия у многих народов мира.
Важным атрибутом в традиционной культуре являлась кукла. Кукла воспринималась как носитель живой информации. Безликие и с лицом, пальчиковые, ладонные или локтевые они входили в дома как нечто доброе и истинное, а с ними отголоски старины, чтобы не прерывалась связь поколений.
На выставке представлено около 40 кукол созданных Натальей Григорьевной: «Мировое древо», «Многоручка», «Жница», «Домашняя масленица», «Куклак» и др.
Более 30 лет творила Наталья Глаголева свое искусство. Ее выставки проходили в Каргополе, Москве, городах Калмыки, Волгограде, в Волгоградской области. Работы мастерицы находятся в Германии, Англии, Непале, Индии, Франции, Чили и др. странах.
Память о замечательном мастере, доброжелательном, открытом, жизнерадостном человеке Наталье Григорьевне Глаголевой, хранится в сердцах ее коллег по клубу народной куклы «Крупеничка» и, думается, всех кто знал ее и общался с этой чудесной женщиной.